Опыт работы по краеведению в школе. Поисковая работа учащихся

Татьяна Химочкина
Опыт работы по краеведению в школе. Поисковая работа учащихся

ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В МКОУ «Кировский сельский лицей»»

Химочкина Т. И.

учитель истории и обществознания

МКОУ «Кировский сельский лицей»

«Для того, чтобы оценить хорошо то, что есть в настоящем, вам надо знать хорошо прошлое. Не избегайте знания прошлого. Это поможет вам лучше понять настоящее, покажет вам тот путь, с которого вы не должны сходить ни направо, ни налево и, наконец, это даст вам возможность узнать самих себя по-настоящему, в том виде, какие вы есть, покажет вам, как далеко ушли вы от той жизни, которая была 40-45 лет назад».

М. ГОРЬКИЙ

Одним из важнейших принципов работы педагогов любого учебного заведения стал принцип ориентации школьников на Отечество как на ценность, поскольку, именно чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Переосмысливается судьба изменившегося Отечества, его прошлое, настоящее, будущее. Поэтому наша задача – воспитать у учащихся не просто любовь к Родине, а показать значимость бесспорных ценностей – семьи, родителей, отчего дома, города, в котором живешь. В современных условиях молодежь не имеет четких нравственных ориентиров, все чаще отдает предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпрепровождению, погоней за удовольствиями, что приводит к утрате общественных ценностей (чувства патриотизма, норм морали, духовности, ослаблению роли семьи. В сознании и поведении молодых формируются стандарты и идеалы потребителя. А патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Именно поэтому школа как социальный институт, решая задачи обучения и воспитания, должна помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, в первую очередь – гражданственности и патриотизма.

Гражданственность и патриотизм не столько воспитываются (хотя и это важно, сколько формируются той культурной средой, в которой происходит социализация индивида, при этом условии, что ей присущ дух уважения и бережного отношения и к своему историческому прошлому, и к мировому культурному наследию. Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут.

1. История создания и деятельности военно-патриотического отряда «Поиск» в Кировской средней школе в 1970-е годы.

Решая в школе проблему патриотического воспитания, еще в 1975 г. был создан военно-патриотический отряд «Поиск». В него вошли учащиеся 8-10-х классов, возглавил отряд учитель географии и руководитель школьного музея Голуб Валентина Афанасьевна.

Основная цель отряда – собрать материал о земляках, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и ветеранах, которые проживают в совхозе «Комсомолец» (ныне п. Лазаревский Городовиковского района Республики Калмыкия) и на прилежащих отделениях. Из активных ребят создали штаб отряда, который координировал работу групп. Совхоз был разбит на зоны поиска, которые были закреплены за группами ребят, состоящие из 2-3-х человек. В ходе этой работы был составлен примерный план сбора, включающий вопросы и перечень материалов, которые следует собирать — это фронтовые письма, фотографии военных лет, документы, воспоминания ветеранов, тружеников тыла и др.

Поисковые группы вышли в «народ», встречались с родственниками погибших на фронтах войны, записывали их воспоминания, собирали документы о них в районном военкомате. Многие родственники погибших отдавали ребятам самое дорогое – это письма с фронта, военные фотографии, копии «похоронок», письма. В результате поисковой деятельности было выявлено более 100 воинов – земляков, погибших или пропавших без вести в годы ВОв.

Другие поисковые группы вели сбор материалов о ветеранах войны, проживающих на центральной усадьбе совхоза «Комсомолец» и на отделениях. Они встречались с ветеранами, брали у них интервью, делали записи, фотографировали. Ветераны отдавали ребятам некоторые вещи: полевые сумки, гимнастерки, шинели времен войны. Посещали семьи ветеранов, которые умерли после войны и похоронены на местном кладбище. Родственники рассказывали об их боевых походах, многие отдавали наградные документы, боевые награды, записанные воспоминания. Одна из поисковых групп обнаружила, что в нашем поселке живет скромный человек Попов Михаил, который прошел с боями до Берлина. Никто не знал, что он награжден тремя Орденами Славы І,II и III степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги. Сегодня память о его заслугах перед Отечеством хранится в музее лицея.

Все поисковые группы выполнили свою задачу – собрали большой, ценный материал о воинах – земляках, погибших или пропавших без вести в годы ВОв, ветеранах Великой Отечественной войны. А в мае 1975 года в нашем поселке по инициативе работников совхоза «Комсомолец» был сооружен памятник погибшим воинам в годы ВОв. Он был торжественно открыт 9 мая 1975 года к 30-летию Победы. Сооружен памятник на пожертвования жителей совхоза, учителей и учащихся школы в знак великой благодарности погибшим воинам – землякам, пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны.

2. Поисковая работа учащихся

МКОУ «Кировский сельский лицей» в наши дни.

При музее МКОУ «Кировский сельский лицей» «Юный патриот» и сейчас существует группа «Поиск», которая активно продолжает начатое дело их сверстниками в далекие 70-е годы уже прошлого столетия. Работа в этом ученическом объединении способствует формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей, воспитывает чувства любви к родному краю, уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа.

Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает первый шаг в большой мир, к его познанию.

Так в рамках республиканского конкурса социальных проектов «Я – Гражданин Калмыкии» в 2010 году к 65-летию Великой Победы учащиеся лицея 10 класса реализовали проект «Вечно живые», под руководством Мишкиной Любовь Григорьевны.

Идея проекта состояла в том, чтобы пополнить списки воинов — земляков, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также установить мемориальные доски, где будут высечены эти имена. Таким образом, проявляя свою гражданско-патриотическую позицию, ребята решили сохранить поименную память наших односельчан. Было выявлено еще 63 имени и фамилии, что составляет 253 имени погибших и пропавших без вести воинов-земляков, призванных на фронт в годы ВОв. Из 190 имен и фамилий, предоставленных музеем лицея, ребята пополнили и указали следующие сведения: указали дату рождения, каким военкоматом был призван, где воевали и место гибели, место захоронения. Итогом проекта стало создание «Книги Памяти», в которой указаны полные данные о погибших односельчанах, хранится в музее лицея. А 9 мая 2010 года состоялось торжественное открытие мемориальных досок с именами погибших воинов-земляков.

Данный проект был отмечен на республиканском этапе «Я — гражданин России», где ребята заняли почётное 3 место.

Участники проекта не просто остались довольны результатами проделанной работы, а их переполняла гордость о том, какой след они оставили в памяти односельчан.

Сегодня учащиеся нашего лицея ведут большую работу по сохранению мемориала в хорошем состоянии. Каждый год там проходят торжественные линейки, встречи с тружениками и детьми войны, ветеранами труда. Учащиеся лицея в дни торжеств возлагают живые цветы к мемориалу. Ежегодно в дни Победы 9 Мая, дни освобождения г. Элиста и п. Башанта от немецко-фашистских захватчиков проводятся митинги.

Большой опыт гражданской активности и патриотизма в социальном проектировании получили ребята нашего лицея, реализуя проекты, «Времен связующая нить», «Маленькая страна», «Книга Памяти».

Социальный проект «Времен связующая нить…» предусматривал реконструкцию музея лицея (капитальный ремонт помещения, замена входной двери, обновление стендов, оформление и изготовление баннеров). Данный проект был реализован благодаря высокой гражданской позиции учащихся, коллектива лицея и родителей учащихся. Ребята с большим энтузиазмом осваивали систему делового общения с представителями общественных организаций, упорно привлекали других учащихся и родителей. Руководитель умело подводил ребят к тому, что преодолеть трудности возможно, только тогда, когда есть сила духа, вера, надежда и главное чувство коллективизма. Высокую оценку заслужили ребята, только потому, что музей лицея был, не просто реконструирован, но и наконец-то обрел «постоянное место жительство». Гости торжественного открытия обновленного музея, отметили важность проекта не только для лицея, но и для поселка, и главное оценили высокий уровень патриотизм подрастающего поколения.

По итогам муниципальной акции «Я гражданин Калмыкии» команда учащихся заняла 2 место, а в республике проект отмечен дипломом.

Сегодня наш музей привлекает не только учащихся нашего лицея и жителей поселка, но и ребят из других школ, гостей школы.

Так, применение в практике социального воспитания, направленного на патриотическое становление личности с помощью проектного метода, позволяет педагогам организовать личностную причастность учащихся к объекту их исследования, раскрыть творческий потенциал учащихся, формировать ответственность за себя и других; в том числе способствует развитию интереса к социально значимой деятельности, формирует основы понимания общечеловеческих принципов и ценностей и их принятие в процессе реализации проекта, развивает интерес к исследовательской и проектной деятельности. Проекты ориентируют на достижение конкретных результатов, что помогает оценить эффективность проделанной воспитательной работы. Важно заниматься не только правовым, но также и социальным формированием личности ребенка, учитывая закономерности, которым он подчинен.

И все-таки, анализируя выше изложенные результаты поисковой работы учащихся, хочу обратиться к основам краеведения.

Как ранее было отмечено, особая роль в краеведении принадлежит военной и послевоенной истории. Соприкасаясь с ней, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.

Общаясь с ветеранами и тружениками войны, ветеранами труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают огромным духовным богатством.

В своей работе ребята используют такую форму работы, как ИНТЕРВЬЮ. Ответы собеседника на вопросы ученика (корреспондента) составляют содержание интервью.

Задача корреспондента состоит не только в том, чтобы записать толково ответы, но и в том, чтобы подготовиться к интервью, расположить к себе собеседника, суметь заинтересовать беседой.

Для того, чтобы интервью было интересным, «журналисту» предварительно необходимо собрать сведения о человеке, с которым он будет вести беседу, знать как можно больше о событии, о котором пойдет речь.

Интервью строится в виде диалога. Корреспондент спрашивает, собеседник отвечает.

Например, тема беседы с ветеранами – их военная биография, участие в Великой Отечественной войне, их мысли о пережитом, их воспоминания и оценка событий.

Отправляясь на «задание», учащиеся (корреспонденты) имеют на руках определенный перечень вопросов:

1. Фамилия, имя, отчество интервьюируемого, уроженцем какой местности является.

2. Где, когда и при каких обстоятельствах застало его известие о начале войны?

3. В каких родах войск ему пришлось служить? Какие чувства испытывал, вливаясь в ряды защитников Родины?

4. Где дислоцировалась (располагалась) часть? Фамилия, имя, отчество командира (если помнит?

5. Каков воинский путь ветерана? Где начал войну? Где впервые встретился с врагом?

6. Где закончилась военная карьера? Почему?

7. Имеются ли ранения? Где проходил реабилитацию?

8. Какие награды имеет ветеран?

9. На войне, как на войне: бывают трагические события, но бывают на фронте и комические ситуации. Не происходило ли в военные будни что-то неординарное? (один случай из военной жизни)

10. Какой из дней войны ему запомнился особенно ярко. Почему?

Во время беседы можно предложить ветерану (труженику) показать фотографии, вырезки из газет о нем или его боевых товарищах, возможно, сохранившиеся письма, вещи военного и послевоенного времени. Все это освежит в памяти события тех давних лет.

После того как материал собран, подкреплен документами (это могут быть документы и статьи из домашнего архива, ребята приступают к изложению интервью и оформлению исследовательской работы, эссе о ветеране (труженике). В дополнение к проведенной работе является изучение фондов школьного и краеведческого музеев, фондов сельской библиотеки.

Отмечу, что на всех этапах исследовательской работы педагогу важно координировать деятельность учащихся.

Ещё одной формой работы по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся являются экскурсии по памятникам родного города, а также экскурсии в другие села, города республики Калмыкия и нашей страны.

Уже по традиции в канун празднования очередной даты со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне проводятся экскурсионные поездки учащихся нашего лицея в город Герой Волгоград. Итогом такой формы работы является творческое оформление выставок: «Славные страницы земли волгоградской».

Также в октябре 2019 года в канун празднования 140-летия О. И. Городовикова и 109-летия Б. Б. Городовикова была организована экскурсия в районный краеведческий музей, по теме «Гордость Калмыкии», где ребята воочию смогли соприкоснуться с личными предметами обихода и деятельностью руководителей республики Калмыкия. Результатом экскурсионной работы стала исследовательская работа «Встречи, подаренные судьбой» (о Б. Б. Городовикове) и реферат «Гордость Калмыкии – О. И. Городовиков».

Одной из важных составляющих экскурсионной работы является проведение самостоятельных экскурсий учащимися лицея в родном музее, что даёт основание для последующей поисковой работы учащимися.

Так ежегодно ребята нашего лицея принимают участие в туристско — краеведческой конференции «Бичкн Торскм» разных уровней, во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Отечество», «Первые шаги в науку» и имеют высокие результаты.

Только при правильной организации этой работы и ее всесторонней поддержке – на всех уровнях – можно получить реальные результаты. И главным итогом работы является возрождение интереса нашей молодежи к военной службе, любви к нашему городу, краю, Отчизне.

Живой интерес вызывают занятия, которые являются составной частью краеведческой работы, по теме «Моя родословная».

Главной задачей этой работы является: вовлечь учащихся в научно-исследовательскую работу по генеалогии и семейной проблематике.

Сегодня генеалогией может заниматься каждый, кому интересна история семьи. История конкретной семьи становится частичкой общей истории страны, и человек, составляющий таблицу родословной своих предков, осознает связь с историей. Таким образом, школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Патриотическая работа – это не простая формальность или дань моде. Это традиция нашего лицея, которую мы трепетно храним, развиваем, совершенствуем.

Литература

1. Музей и школа /Сост. Э. А. Павлюченко. М. : Просвещение, 1985. –

192 с.

Источник: maam.ru