Опыт работы «Элементы литотерапии в здоровьесбережении детей»

Ольга Ким
Опыт работы «Элементы литотерапии в здоровьесбережении детей»

В настоящее время многие педагоги ищут новые нетрадиционные методы и подходы в здоровьесбережении детей. Я решила использовать минералы (камни) в работе с детьми.

Почему именно минералы (камни?

Камни нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, они бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру. Вот почему литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе с дошкольниками.

Литотерапия – (от греческого lithos – камень и therapia – лечение) лечение минералами.

Литотерапия в ДОУ:

Камни — предмет, непосредственно используемый в игре или упражнении (вспомогательный предмет или составная часть оборудования к упражнениям и играм)

Камни — образ, вокруг которого строится игра или упражнение

Тематический план работы с детьми состоит из нескольких блоков-модулей (автор педагог-психолог Пляскина Е. П.)

1 Блок: «Песок, вода и камни».

2 Блок: «Цвет и камень».

3 Блок: «Сказки о камнях».

4 Блок: «Артмастерская».

Варианты игр с камнями:

камешки можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;

камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;

с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.);

камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать!

«Обезьяна хватает апельсин». Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.

«Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).

«Передай другому». Камень передается соседу слева, и так каждому ребенку.

«Картина из камней». (рамка от картины, камешки и другой бросовый материал). Используя этот материал, можем создать разные картины.

Физкультминутки

«Камешки, солнышко, заборчик»

«Зайчик шёл, шёл, шёл…» (зелёный камешек нашёл) и т. д.

Экспериментирование:

«Извержение вулкана» (пищевая сода + уксус + средство для мытья посуды) + пищевой краситель (по желанию);

«Рождение кристалла» (выращивание кристаллов из: соли, медного и железного купороса).

Для воспитания доброжелательного отношения у детей друг к другу, хорошим приёмом являются рефлексивные игры.

Рефлексия «Гора и камешки» (сказка с движениями под музыку из серии «Звуки природы»).

Основные полезные свойства литотерапии:

— игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук;

— в процессе игры у детей развивается тактильная чувствительность;

— процесс игры даже в одиночку очень увлекательный, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения, развитию связной речи. творческому воображению;

-способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, повышению самооценки и формированию уверенности в себе;

Литотерапия не имеет противопоказаний.

Использование элементов литотерапии на занятиях с детьми поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи, сделает занятия более интересными для ребёнка, а значит более результативными и качественными.

Для педагогов разработан буклет.

Источник: maam.ru