Общая и профессиональная культура педагога

Мельникова Наталья
Общая и профессиональная культура педагога

Общая и профессиональная культура педагога

«В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо и одежда, и душа и мысли».

А. П. Чехов

Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения — одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры в сфере воспитания.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной деятельности.

Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д. Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.

Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов:

• экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой);

• правовую,

коммуникативную,

• экономическую культуры.

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.

Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания. Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально — этические нормы. Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.

Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой само регуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.

Е. В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет:

• гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

• психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

• образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

• опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

• культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение само регуляции собственной деятельности, общения.

Основные педагогические ценности воспитателя ДОУ:

• человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;

• духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности воспитанника;

• практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие дошкольников в различные виды деятельности;

• личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

Ценностные основы педагогической деятельности воспитателя являются базой, на которой развивается интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, педагогическая направленность, строится педагогическая технология.

Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий. Имидж воспитателя – условие успешной профессиональной деятельности. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

В структуре имиджа профессионала выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

• Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид воспитателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятиях, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

• Процессуальная составляющая имиджа — это профессионализм, пластичность, выразительность. Эмоционально богатый воспитатель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий., способен оживить атмосферу в группе, сделать её непринуждённой, приблизить к естественному общению.

• Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Важным условием успешной профессиональной деятельности является речевая культура воспитателя. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дошкольники получают образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на воспитанника, помогающим установить с ним контакт. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

Вслушайтесь, как говорят наши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей, но и наши языковые особенности. Ребенок передает наши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.

Моя работа воспитателя ДОУ характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Ведь к воспитателю, который жизнерадостен, изобретателен всегда устремлены взоры ребятишек. Творческая деятельность мною не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами являются оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, согласно обстоятельствам.

У каждого свой мир интересов и увлечений моя задача помочь дошкольнику раскрыть его способности, давать больше самостоятельности и права выбора.

Таким образом, стараюсь стать для моих воспитанников тем человеком, который поможет им узнать и понять то удивительное многообразие, которое их окружает и которое они еще не познали. Перевожу с языка взрослых на язык детей то, с чем мои воспитанники соприкасаются, делаю недоступное более понятным, близким, осмысленным. А для того, чтобы отвечать на сто тысяч детских «почему?», мне необходимо самой больше узнавать об окружающем, интересоваться, что происходит на планете, в стране, городе, постоянно совершенствовать свои знания, овладевать новыми технологиями, повышая общую и профессиональную культуру педагога, никогда не останавливаться на достигнутом.

Список литературы

1. Бондаревской Е. В. – Ростов н/Д: РГПУ, 1995. – 170 с.

2. Исаев И. Ф. Профессионально — педагогическая культура преподавателя. М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

3. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А.

4. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

5. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие / Е. Н.

Источник: maam.ru