Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Наша Родина — Россия»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Наша Родина — Россия»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа

Тема: «Наша Родина — Россия»

Основные цели:

1) Продолжить формирование представлений о России. Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».

2) Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).

3) Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков. Совершенствовать навык чтения.

4) Воспитывать гордость за родную страну. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Дидактические материалы: карта, карточки с изображением флага России

герб, флаг Российской Федерации; тренажеры для развития дыхания; карточки со схемами слов и со словами; иллюстрации: портрет С. Есенина, природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща», «Рожь», «Дубы»; глобус, проектор, слайды на тему «Россия», мяч, макет березы; карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах, ленточки.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать их представление о стране, как о родине.

Воспитатель собирает детей около себя.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

В. Степанов

— Скажите, о чем это стихотворение? (Воспитатель выслушивает ответы детей.)

— Сегодня, ребята, я предлагаю нам отправиться в путешествие по нашей Родине, хотите?

— Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: формировать и систематизировать представление о России, актуализировать понятие «Наша Родина — Россия».

— Ребята, а как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Воспитатель выслушивает ответы детей. (На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде.)

— Давайте подумаем, наша родина — Россия по площади очень большая и удобнее будет совершить путешествие на самолете, вы согласны?

— Ребята, что нужно сделать, прежде чем сесть в самолет?

— Где покупают билеты?

— Как называется человек, который проверяет билеты?

(Дети подходят к столу-кассе, на котором лежат карточки с изображением флагов разных стран мира. Карточек с изображением флага России столько же, сколько и детей. Карточки лежат вперемешку.)

— Ребята, в самолет контролер пропустит только того пассажира, у которого на билете будет изображен флаг России.

Воспитатель-контролер проверяет билеты и просит сказать, почему куплен этот билет.

Дети отправляются.

Упражнение «Самолетики» (развитие плавного речевого дыхания).

Дети выполняют упражнения «Самолетики» под сопровождение песни «С чего начинается Родина»: постепенно усиливая дыхательную струю, приводят в движение самолетики.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с картой мира и расположении на карте России. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель собирает детей около себя и, демонстрирует слайд «Россия на политической карте мира».

— Вот мы и пролетели над нашей родиной – Россией. Что вы видите на слайде? (Это карта мира. Воспитатель предлагает найти на карте Россию.)

У детей возникает затруднение, так как они не знают где она?

— Сумели ли вы найти Россию на карте мира? (Нет.)

— Почему? (Потому что мы не знаем, как наша родина — Россия выглядит на карте мира.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: познакомить детей с расположением России на политической карте мира. Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает». Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).

— Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Можно спросить у того, кто знает.)

Воспитатель демонстрирует слайд «флаг России». Предлагает посмотреть на билеты, оставшиеся после полета над Россией. Это и есть вам подсказка.

Дети находят расположение России на политической карте мира.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением «герба России».

— Это герб России: на нем изображен двуглавый орел.

Российский герб — орел двуглавый.

Прекрасен гордой птицы вид.

Он бережет России славу,

Ее границы сторожит.

Н. Кнушевицкая

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Московского Кремля.

— Как вы думаете, что это? (Это Москва — столица России.)

— Почему вы так решили? (Потому что на фотографии мы видим Кремль.)

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением березы.

— Как береза связана с Россией? (Березу считают символом России.)

Воспитатель:

— Деревце это —

Как будто картина,

Оно чуть похоже

На далматина.

А все потому,

Что на стволике белом

Пятнышки тоже

Разбросаны смело.

Весною березка

Наденет сережки,

Ну а потом —

Подождите немножко —

Зеленые кудри распустит она,

И станет красивее наша страна.

Н. Кнушевицкая

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением каравая.

— Это каравай хлеба: в России встречают караваем гостей. (Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».)

— Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович Есенин. (Прикрепляет к доске портрет поэта.)

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

— Каким словом называет поэт Россию? (Русью.)

— Так называли Россию в старину. (Прикрепляет к доске карточку со словом «Русь».) Мы живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим? (Это наша Родина, потому что мы здесь родились.)

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Родина».

— Почему мы зовем Россию Отечеством? (Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.)

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Отечество».

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи: совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.

Упражнение «Подбери родственные слова».

Дети получают карточки со словами, читают, прикрепляют на доску к карточке однокоренное слово, объясняя смысл слова.

Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.

Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.

Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.

Отец — Отчизна, отчество, отчий дом.

— Россия — наша родина необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Много поэтов, писателей, композиторов, художников создали замечательные произведения о нашей большой Родине.

Упражнение «Расшифруй слова». (Развитие навыка звукового анализа слов.)

Воспитатель прикрепляет к доске карточки со схемами слов, раздает детям карточки со словами: «горы», «луга», «воздух», «дубы», «грибы», «пироги».

— Прочитайте слова. Найдите схему каждого слова на доске. Работайте дружно, все вместе. (Дети выполняют задание.)

— Вы все молодцы, справились с очень трудным заданием!

Упражнение «Подбери пару».

— Вы знаете много российских городов, рек, озер. Давайте образуем из них пары. Если я произношу название города и бросаю мяч, вы ловите мяч и подбираете второе название города, если название реки — подбираете название реки, возвращая мяч мне. (Например: Москва — Санкт-Петербург, Нева — Москва, Волга — Ангара, Анапа — Ростов.)

Педагог устанавливает макет березы.

— Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (Ответы детей.)

— Русская береза — это краса и гордость России. В старину весной березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.

Хоровод. (Координация речи с движением.)

Посреди двора березка ненаглядная стоит.

И зелеными глазами очень ласково глядит.

Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят,

Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.

Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.

Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.

Упражнение «Составь предложение».

Педагог раздает детям конверты.

— Откройте конверты. В них лежат карточки со словами. Составьте из этих слов предложения, прочитайте их. (Дети выполняют задание.)

Я, Родину, свою, люблю.

Говорим, мы, на, языке, русском.

Живут, россияне, России, в.

Вижу, Россию, я, карте, на.

Родина, дорога, мне.

Горжусь, я, Родиной.

— Очень хорошо! Вы сумели составить и прочитать предложения.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

— Что интересного и нового мы сегодня узнали? (Ответы детей.)

— Удалось ли вам найти расположение Росси на политической карте мира?

— Что еще вы смогли узнать о нашей родине – России?

— На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Раздает ленточки.) Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к березке свою ленточку. (Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.)

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением карты России.

— На коврик похожа на разноцветный,

Или на фантик пестрый конфетный,

Или, быть может, на покрывало —

Красок на карте мы видим немало.

На ней все на свете сейчас мы найдем:

Вот город любимый, в котором живем.

Вот озеро, речка, а это — гора,

И Северный полюс нашли мы, ура!

Расскажет нам много умная карта —

Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг — зреют там апельсины,

И в море лазурном играют дельфины.

Живем мы в большой и красивой стране,

Но страны другие тебе или мне,

Конечно же, тоже стыдно не знать.

Сумей их на карте скорей отыскать!

Н. Кнушевицкая

Ирга «Выбери верные ответы». (Работа с презентацией.)

Чтение стихотворений детьми.

Родина! Россия! Русь!

Как тобою я горжусь!

Горы самые высокие,

Реки самые глубокие,

Степи самые раздольные,

Люди гордые и вольные,

Все бойцы самоотверженны,

Все твои враги повержены.

Ты стремись вперед, как птица,

Будут все тобой гордиться!

Н. Нищева

В России небо синее

И звезды золотые.

Леса зимою в инее,

Как лес, поля густые

Моря у нас глубокие,

Морей не перечесть,

Вершины гор высокие

У нас в России есть.

Равнины неоглядные,

Степей простор широкий,

Деревни ненаглядные,

Где наших рек истоки.

И люди здесь душевные

По берегам живут,

И песни их напевные

Так за душу берут.

В. Нищев

Березовые рощи,

Пшеничные поля,

От края и до края

Родная мне земля.

Любимые просторы

И синь широких рек.

Я — гражданин России,

Счастливый человек!

Н. Кнушевицкая

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия «Открытия «нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, просмотр слайдов презентации, чтение стихотворений детьми, познавательная деятельность.

На 1 этапе — введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей — актуализировать их представление о родине — России, и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите узнать о своей родине – России?». «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог рассмотрит с детьми глобус, географический атлас и карту России, познакомит и заучит названий морей, рек, озер, гор, городов. Прочитает произведение В. Степанова «Моя Родина Россия». Разучит стихотворения С. Есенина «Береза», З. Александровой «Родина». Прослушает гимн России, песню «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского). Тогда ситуация будет осознана на личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) — систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия»; совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»); совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов; автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков; совершенствовать навык чтения.

На 2 этапе — актуализация знаний и умений, предлагается купить билеты на самолет, на которых изображен флаг России. Этого будет достаточно для «открытия» детьми нового определения «наша родина — Россия». Здесь, на этапе подготовки к ООД, должно быть продумано расположение детей во время игр.

На 3 этапе — затруднение в ситуации, продумана связь затруднения с достижением «детской» цели (дети не знают, как Россия выглядит на политической карте мира) соответствует образовательной задаче, «открываемому» детьми новому знанию. Была четко сформулирована инструкция к действию – «Сумели ли вы найти Россию на карте мира?».

На 4 этапе — «Открытие» нового знания, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением – обратить внимание на билеты, купленные в кассе на самолет, рассказать о флаге России, гербе, Московском Кремле, берёзе, каравае. Этого будет достаточно для закрепления знаний о значении слов «Русь», «Родина», «Отчизна».

На следующем этапе — предлагается провести серию игр, для закрепления и совершенствования знаний и навыков звукобуквенного анализа слов. А также автоматизации правильного произношения всех поставленных звуков. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей.

На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха, тем самым достигнуть «детскую» цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: «Удалось найти расположение Росси на политической карте мира? Смогли узнать о нашей родине – России.»

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).

2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий «Открытия» нового знания в технологии «Ситуация», 2017.

7. Интернет ресурсы.

Источник: maam.ru