НОД по теме: «Весна» Старшая группа 5–6 лет общеразвивающей направленности полного рабочего дня

Юлия Балуева
НОД по теме: «Весна» Старшая группа 5–6 лет общеразвивающей направленности полного рабочего дня

Организация непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы по теме «Весна»

Автор конспекта НОД Балуева Ю. Н., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР д/с №5 г. Владивосток.

Цель:

Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные:

• формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;

• формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;

• формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

Развивающие:

• развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

Воспитательные:

• воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе;

• формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Задачи в интеграции:

• Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

• Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;

• Развивать воображение и творческую активность;

• Формировать представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

• Обогащать активный словарь.

• Знакомить с миром природы

Предполагаемый результат:

• Имеют расширенное преставление о весне как времени года;

• Сформированы навыки употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;

• Сформировано умение составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;

• Расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Предварительная работа:

беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Словарная работа:

Весна,

весенние месяцы: март, апрель, май;

приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;

солнце, ручеек, сосулька, птицы.

Современные педагогические технологии:

игровая технология, личностно – ориентированная технология

Оборудование для педагога: сюжетные картинки по теме «Весна», картинка с изображением зимы, мнемотаблица «Весна», воздушный шарик, письмо в конверте

Оборудование для детей: маркеры, листы разлинованные на квадраты

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии мы поговорим о временах года. Но сначала давайте пожелаем друг другу доброго утра.

Доброе утро, — нам шепчут цветы,

Доброе утро, — журчат ручейки,

Доброе утро, — шумят тополя,

Доброе утро, — родная земля.

Доброе утро, — солнцу и птицам,

Доброе утро, — улыбчивым лицам!

— Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? — Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»

Пингвинёнок.

Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?

— Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

— Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

— Молодцы, правильно!

— А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Итак, давайте поговорим о весне.

— Что же такое «весна»? (Это время года).

— После, какого времени года приходит весна?

— Какое время года вы ещё знаете?

— Какие месяцы весны вы знаете (март, апрель, май)

— Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

— Как называются первые цветы? (первоцветы)

— Какие цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать — и — мачеха, ландыши, нарциссы)

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне!

(Картинки с изображением зимы) Ребята, а это что за время года?

А вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

Игра «Скажи наоборот».

Цель: развивать умение подбирать антонимы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением.

Зима ушла, а весна – … (пришла).

Зима холодная, а весна – … (тёплая).

Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).

Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).

Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).

Зимой день короткий, а весной – … (длинный).

Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).

Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.

Каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

— Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».

Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,

Улыбнулись (улыбаются,

Потянулись (тянутся,

Раз – росой умылись (умываются,

Два – изящно покружились (кружатся,

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,

А четыре – полетели (бегают,

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

На доске мнемотаблица для составления рассказа. Ребята, скажите что у нас на доске? (схема для составления рассказа-мнемотаблица)

Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

Каждая карточка — это новое предложение. Давайте вспомним,что обозначает каждый символ:

Буква В. (весна)

Восклицательный знак. и т. д.

Рассказ должен быть полным, интересным.

Вы знаете, в рассказе должно быть начало.

Например: К нам пришла весна. Наконец-то, наступила весна!

Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.

И конец рассказа.

Например : Я люблю весну!

На доске мнемотаблица на тему весна.

С помощью этой схемы я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.

Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна).

Дети по очереди составляют рассказ о весне, используя мнемотаблицу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично поработали. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что узнали нового и интересного? (Дети отвечают)

За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».

А сейчас я предлагаю пройти за столы. На столах у Вас есть маркеры и листы разлинованные на квадраты.

Каждый из вас нарисует какие признаки весны он запомнил. (Ребята рисуют, воспитатель вместе с детьми оценивает работы).

Источник: maam.ru