«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей»

Ольга Тимченко
«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей»

Опыт работы

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей»

Составила

Тимченко Ольга Николаевна

воспитатель

структурного подразделения

«Детский сад № 3 «Звездочка»

МБОУ «СШ № 92 г. Вельска»,

1 квалификационная категория

«В каждом ребенке дремлет птица, которую

нужно разбудить для полета. Творчество-это

имя этой волшебной птицы!

Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу,

чем раньше научится видеть красоту

окружающего мира, понимать язык природы,

музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем

ярче, эмоциональнее, чище он будет».

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу. Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.

Это огромная возможность для детей, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное — самовыражаться. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются изобразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания.

Исходя из вышесказанного, я определила тему своей работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников».

Мною была поставлена цель: Способствовать развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Из этой цели выявляются следующие задачи:

Развивающие:

—формировать у детей творческое мышление, усидчивый интерес к художественной деятельности;

-развивать художественный вкус, фантазию изобразительность, пространственное изображение;

-формировать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ;

-развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

— закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

-знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

— воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

— воспитывать, внимание, аккуратность, целеустремленность;

-способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

— воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

— способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Свою образовательную деятельность разделила на 3 этапа:

1этап. Аналитико-диагностический. Проведен анализ литературных источников, сравнение, анализ обобщение передового педагогического опыта.

2этап. Практический. Организовано введение в образовательную деятельность с детьми новых форм и техник работы.

3 этап. Аналитико-обобщающий. Подведение итогов: пополнение пособий по теме, разработка рекомендаций работы с детьми, обобщение опыта.

Познакомившись с методической литературой различны авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей.

Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован центр художественно-эстетического развития по изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Гуляя с детьми на прогулке, обращаю внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции от рисования разными способами.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы, поэтому подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами, рисование ватными палочками, оттиск печатками овощей.

Во многом результаты работы ребенка зависят от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание детей, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

— Игра которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризный момент;

-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

-живая эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, но столько восторга в глазах малышей. Проводила занятия на такие темы как: «Снег-снежок», «Наряди елочку», «Ветка рябины». Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки «пятнышки» на бумаге.

Не менее радости было в лицах детей во время рисования «рыбок», «птичек», «ракеты» ладошками. С каким удовольствием они «мазюкали» ладошку краской.

С удовольствием ребята освоили рисование пробками и печатками картофеля, моркови и яблока. Эта техника привлекает детей своей необычнотью,позволяет многократно изображать один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист бумаги. Мы рисовали «Вазу с фруктами», «Огород».

При помощи ватных палочек мы украшали пасхальные яйца, пасху, платье для Машеньки, варежки для мишки, чешую для рыб.

Интересна была детям техника рисования смятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получились очень необычные «Листья для березки», «Шубки для животных», рисунки на тему «Космос», «Водичка для аквариума», «Одуванчики».

С детьми 3х-4х лет я использовала нетрадиционную технику-рисование одноразовыми вилками, где получились такие изображения, как «Ёжик», «Грива для льва», «Травка», «Цветы».

Всем известно, что дети любят играть с песком, но это им позволяет лишь в летний период, а играть и рисовать манной крупой можно круглый год. Для детей такая техника – это новшество, которая завораживает каждого ребенка.

Данный вид рисования прост в выполнении, а самое главное, он полезен для детей, так как развивает мелкую моторику. В этой технике рисования у нас получилась красивая коллективная работа на тему «Космос», благодаря которой мы выиграли первое место во всероссийском конкурсе «Бескрайний космос».

Для получения объемных, многослойных рисунков применяли с детьми технику рисования зубной щеткой. Набрав краску, проводим щеткой по листу, ориентируясь на замысел. С помощью этой техники мы рисовали «Красочный салют», «Ёлочку», «Цветы».

Не менее радости было на лицах детей во время рисования в технике скатывание бумаги, ребенок мнет руками салфетку, затем скатывает из нее шарик, после этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. С помощью этой техники у нас получилась оригинальная коллективная работа «Овечки на лугу», «Цветок для мамы», «Космос».

Рисование ватными дисками увлекательнейшее занятие. Особенность работы с ватными дисками проявляется в развитие зрительного внимания, образного видения, восприятие предметов и их свойств, а так же совершенствовании и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработки изобразительных навыков.

В ходе целенаправленных занятий дети начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целыми его частями. Ватные диски можно использовать целиком или делить их на две части и вырезать любые заготовки.

Каждая из этих техник-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу самовыражения.

Также, работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога с родителями, тем успешнее становиться ребенок. Я придаю большое значение к общению с родителями: провожу беседы, мастер классы по данной теме. Ведь сколько дома ненужных, интересных вещей: зубная щетка, поролон, пробки, пенопласт, нити, свечи, ватные палочки и т. д. и родители с большим удовольствием помогают создавать благоприятные условия для развития детей в детском саду.

Таким образом, опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.

Итак, предлагаю познакомиться с нетрадиционным средством развития творческих способностей у дошкольников, с «Прозрачным мольбертом»

Так как, одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания, которое позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Хотя занятия по рисованию приносят много радости дошкольникам, необходимо постоянно поддерживать интерес к изобразительной деятельности. На занятиях по изобразительному искусству я знакомлю детей с разнообразными видами и техниками рисования. Всё необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.

Сегодня я познакомлю вас с одним из инновационных пособий предметно-развивающей среды — прозрачным мольбертом из небьющегося стекла в деревянной раме. Это пособие помогает формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Цель работы на прозрачном мольберте будет: развивать высшие психические функции и творческое мышление.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования.

Задачи:

1. Развивать общую и мелкую моторику;

2. Развивать сенсорное восприятие;

3. Корректировать зрение и зрительное восприятие;

4. Развивать речь и мышление в процессе восприятия и отображения;

5. Преодолевать недостатки развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, и др.

Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»

Работа с использованием прозрачного мольберта ведется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки. На занятиях широко применяю в практике нетрадиционные техники и приемы рисования.

Одна из таких техник – пальцевая живопись, которая полезна для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.

Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга. Использую для рисования на мольберте кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются и работы, выполненные мелками и водными маркерами.

На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, к примеру, гуашью (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу). Скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

В качестве примера приведу ряд таких упражнений с использованием различных техник изобразительного искусства на разных этапах работы:

1. Рисование пальцами и ладошкой.

Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, берешь некоторое количество, переносишь на стекло и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

2. Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Здесь можно использовать поролон. Из него можно сделать самые разнообразные маленькие геометрические фигуры. Обмакиваем его в краску и методом штампов наносим изображение.

3. Метод монотипии.

На стекле рисуем краской с помощью кисточки, ватной палочки или пальцев. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, на стекло накладываем лист бумаги, как бы промокаем рисунок, а затем поднимаем. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на стекле, иногда на бумаге.

4. Точечный рисунок.

Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.

Я предлагаю следующие занятия.

Занятие 1 (для самых маленьких). «Дождик, дождик, кап, кап, кап».

Цель: обучение приемам «пальцевой живописи»; развитие зрительно — двигательной координации; формирование умений адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу, подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.

Техника изображения: «пальцевая живопись».

Описание осваиваемого приема: нанести краску одного цвета на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, «так-так-так», «кап-кап-кап» и др.).

Материалы: лист бумаги с изображением тучи и лужи, гуашь синего цвета. Пластиковая тарелочка, влажные салфетки для вытирания пальцев руки, халат.

Ход работы: 1. Обмакнем один палец в синюю краску 2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению.

Занятие 2. «Гусеница».

Цель: формирование умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием «примакивание», рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий); расширение активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие желания украсить формы узором.

Техника изображения: «пальцевая живопись».

Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро ладони, опуская его в тарелочку с краской, или с помощью кисточки.

Материалы: листы белой бумаги, гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета, пластиковые тарелочки, баночка с водой, беличьи кисточки № 1, 3; широкие кисти, влажные салфетки, фартук.

Ход работы: 1. Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на листе бумаги. 2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.

Занятия 3. «Рисуем вместе».

Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.

Ход работы: дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Педагог, побуждая детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает предпосылки творчества.

Занятия 4. «Домик».

Задачи: упражнять в различении признаков предметов; формировать коммуникативные навыки, развивать предпосылки творчества.

Ход работы: педагог рисует домик, а дети – яркие, желтые окна.

Занятие 5. «Ёлочка».

Задачи: развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.

Ход работы: педагог рисует елочку, а дети «зажигают» на ней огоньки.

Занятие 6. «Догони».

Задачи: развитие зрительно — моторной координаций, формирование навыков работы в паре, по определенным правилам.

Ход работы: педагог рисует круги («бутоны», ребенок подрисовывает к ним линии (» стебли»). Упражнение выполняется в быстром темпе.

Данное пособие я использую в своей практике недавно, но уже заметно, что «Прозрачный мольберт» необходим в моей работе для формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности, так как прекрасно подходит для обогащения сенсорного опыта ребенка. Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.

Заключение.

Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам еще только предстоит познакомиться. Планирую использование в практике нетрадиционных техник: использование штампов и печатей для создания композиций, рисование предметами окружающего пространства.

Источник: maam.ru