Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника

татьяна доронина
Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника

«Уча других, мы учимся сами»

Л. Сенека

СЛАЙД 1

Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника

У меня 30-тилетний стаж работы воспитателем в детском саду. За плечами большой уже опыт: и открытые показы на методических объединениях, и утренники в разных совершенно ролях, и родительские собрания, и субботники с родителями и много еще чего. Но когда-то и я была молодым педагогом. Закончила я Смоленский Государственный педагогический институт по специальности «география – биология». То, что давали мне в институте, мало что пригодилось. Интернета тогда не было, научной литературы на руках тоже не было. Что бы подготовиться к какому-нибудь мероприятию, надо было идти в библиотеку и перечитать, пересмотреть много разной литературы, прежде всего любимый журнал «Дошкольное воспитание». Как вести занятия, прогулки, утренние и бодрящие гимнастики? Было страшно, что не получится. Мне же пришлось взять ответственность за этих мальчишек и девчонок, каждый день подбирать ключик к их маленьким сердечкам. И допускать ошибок нельзя. И всему я, конечно же, научилась у педагогов – наставников, за что им огромное спасибо.

СЛАЙД 2

Наставничество – разновидность целенаправленной индивидуальной деятельности руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов и специалистов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

А теперь я сама стала педагогом наставником. И частично от меня зависит, каким воспитателем станет молодой специалист.

Кто же такой наставник?

СЛАЙД 3

Я считаю, что наставник — это человек, который вкладывает в другого свою душу, отдаёт частичку себя, человек — который интересен, общение с которым приносит пользу.

Взаимное доверие является основой, на которой с самого начала строятся отношения.

СЛАЙД 4

Основные принципы наставничества: добровольность; открытость; компетентность: соблюдение норм профессиональной этики.

Педагог- наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Для этого использовать только демократический стиль общения. Назидательный тон недопустим, так как нужно понимать, что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую очередь опыта, которым ты и должен поделиться. А ещё должен быть примером для молодого педагога в отношениях с детьми, с коллегами и с родителями. СЛАЙД 5

Документы, регламентирующие наставничество:

• положение о наставничестве в ДОУ;

• приказ заведующего учреждением об организации наставничества;

• приказ о закреплении наставника;

• планы работы по наставничеству;

• годовой план работы ДОУ.

СЛАЙД 6

Цель наставничества в ДОУ: Создание эффективной системы методического сопровождения начинающих педагогов в условиях образовательного пространства, а также формирование в ДОУ кадрового потенциала.

Основная цель моей работы как наставника – анализ компетенции молодого педагога, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий, обеспечивающих изучение основ педагогики, психологии и методики обучения, а так же приобретение им необходимых навыков проведения образовательного процесса.

СЛАЙД 7

Задачи наставничества: Создание эффективной системы методического сопровождения начинающих педагогов в условиях образовательного пространства, а также формирование в ДОУ кадрового потенциала.

СЛАЙД 8

Ожидаемые результаты:

1. Адаптация начинающих педагогов в образовательном учреждении.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов. 3. Использование в работе начинающих педагогов новых современных педагогических технологий.

4. Активизация деятельности начинающих педагогов в части участия в работе профессиональных сообществ педагогов.

Первый год для молодого специалиста обычно самый важный и сложный. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой воспитатель как профессионал, останется ли он работать в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

СЛАЙД 9

Основные направления работы в период адаптации начинающих специалистов

Для начала молодому педагогу нужно познакомиться с детским садом, с коллективом, с условиями труда, правилами внутреннего распорядка, уставом ДОО, традициями. Хорошо, если начинающего педагога направят стажироваться ко мне в группу. Но, если так не вышло, то я приглашаю молодого воспитателя к себе на просмотр режимных моментов, различных занятий и мероприятий, даю необходимые консультации, демонстрирую свои знания, организую прогулки детей.

СЛАЙД 10

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов».

С. А. Макаренко

И прежде, чем научить правильно всему, мне пришлось самой вспомнить методику обучения, разные методы и приемы, перечитать разную научную литературу. Затем уже молодой специалист работает самостоятельно, а я только корректирую его работу. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример. Адаптация молодого педагога во многом зависит от психологического климата в коллективе, от стиля управления, от условий труда.

Обычно первые два месяца работы молодому специалисту предоставляется свобода действий. В этот период он знакомится с детьми и с родителями своей группы, с режимом дня, с расписанием всех мероприятий, с возрастными особенностями детей. В эти два месяца я наблюдаю за его деятельностью и помогаю, если это необходимо.

СЛАЙД 11

Формы работы с молодыми специалистами по совершенствованию их профессиональной компетенции:

Консультации: «Активные формы и методы обучения педагогов».

Тренинги, семинары-практикумы, направленные на:

составление планов работы с начинающими специалистами;

составление портфолио, отчетов, конспектов НОД;

разработку конспектов интегрированной НОД;

проведение открытых мероприятий;

разработку методических мероприятий по использованию методов, приемов, диагностических средств для начинающих педагогов.

Организация работы по самообразованию, составление плана.

И чтоб легче было организовать свою работу по обучению молодого специалиста, я провожу анкетирование, тестирование, чтоб выявить, в чем больше всего затрудняется педагог. После этого составляю план работы с молодым специалистом, в который входит изучение нормативно-правовой документации; оказание помощи в организации качественной работы с документацией воспитателя (календарно-тематическое планирование, воспитательно-образовательная работа, план по самообразованию, мониторинг и др. ; оказание помощи в организации НОД, использования на них дидактических и наглядных материалов, использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах, организация работы с родителями и изучение инновационных технологий). Все формы и методы непосредственной образовательной деятельности я стараюсь

передать молодым специалистам и помочь в их работе.

Считаю, что такая согласованная, систематичная, последовательная работа стимулирует, направляет деятельность начинающего педагога, повышает уровень его профессиональной компетентности.

Затем составляю индивидуальный маршрут молодого специалиста.

СЛАЙД 12

С целью поддержки молодых педагогов, содействия их профессиональному росту и повышению квалификации в ДОУ организована «Школа молодого педагога»

Приказ № 70 от 01.10 2019 года «Об организации работы Школы молодого педагога».

СЛАЙД 13

Молодой педагог участвует в педагогических советах, где расширяется его информационное поле в области технологий и их использования в образовательном процессе. На семинарах – практикумах вовлекается в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обменивается своим опытом, рассказывает о своих «педагогических находках». С первого же дня педагог начинает заполнять свое «Портфолио», свои достижения, свое представление деятельности и профессионального развития, что в дальнейшем помогает пройти педагогическую аттестацию.

На открытых просмотрах образовательной деятельности, с последующим обсуждением увиденного, молодой педагог учится анализировать образовательный процесс и осознает свои недочеты.

СЛАЙД 14

Подведение итогов работы и анализ эффективности системы работы по наставничеству. Проведение мониторинга реализации этапов работы; Изучение и обобщение накопленного материала; Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов работы по наставничеству; Формирование банка информации из опыта работы по наставничеству.

Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между нами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного мною за многие года.

Показателем Моей работы, как наставника, являются положительные результаты в организации и проведении совместной образовательной и самостоятельной деятельности с детьми моей подопечной, одобряющие отзывы педагогов учреждения о ее работе с детьми. Самым важным и необходимым моментом для меня как наставника, явилась передача наработанного мною опыта начинающему воспитателю в практических действиях. Неоднократно мною были показаны мастер-классы, проблемные семинары, непосредственно образовательная деятельность с детьми, направленная на поддержку детской инициативы и самостоятельности в соответствии ФГОС ДО.

СЛАЙД 15

Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога, знакомство с нормативной правовой базой, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Наставничество способствует: адаптации педагога к новым условиям труда; формированию мотивации и интереса к профессиональной деятельности;

более быстрому формированию профессиональных навыков;

получению положительных результатов образовательной деятельности;

развитию кадрового потенциала; созданию благоприятного микроклимата в ДОУ.

Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы дошкольного учреждения и педагогического коллектива.

В ходе работы с молодыми педагогами я сама приобретаю новые знания, ориентир на новые реалии современного дошкольного образования, развиваю свои деловые качества, повышаю свой профессиональный уровень в процессе взаимного обучения. И какое же удовлетворение я получаю, когда вижу успехи молодых педагогов, их творческий рост в нашей работе, а если педагог проходит аттестацию и получает категорию, то моей радости нет предела!

Я горжусь своей профессией!

СЛАЙД 16

Источник: maam.ru