Музыкатерапия как средство коррекции детских страхов старшем дошкольном возрасте

Мила Чабыкина
Музыкатерапия как средство коррекции детских страхов старшем дошкольном возрасте

Республика Саха (Якутия)

МБДОУ «Детский сад «Хатынчаана»

Педагог-психолог :

Чабыкина М. М.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Ключевым для воспитателей и психологов является понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, т. к. развитие характера и формирование личности зависят от нервно-психического состояния детей и подростков.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сложность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции — это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Целью нашего исследования является психолого-педагогическая коррекция детских страхов в старшем дошкольном возрасте средствами музыкотерапии. Как отмечают исследователи, музыкотерапия в синтезе с другими коррекционными методами педагогики способна снизить переживания страха темноты, смерти, чувства одиночества и покинутости, снять постоянную угрозу, исходящую из окружающего мира.

Гипотеза исследования. Использование метода музыкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, если программный материал основан на принципе взаимосвязи музыки и эмоциональных состояний, выражаемых в активной игровой деятельности:

— активизация творческого воображения и ассоциативного мышления на основе восприятия произведений музыкального искусства и их отражение в рисовании;

— стимулирование творческой активности, свободы движений, эмоциональной раскованности детей во время занятий ритмикой и музыкальной игровой деятельностью;

— формирование исполнительских умений и навыков детей в образовательной области «Музыка».-

По мнению А. И. Захарова, страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А. И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [1, с. 82].

А. И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх перед медицинскими работниками. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 до 7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи [2, с. 116].

Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др., так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.).

В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они чаще всего под действием семейных факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков, конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Исследование включало в себя 3 этапа.

1. На констатирующем этапе проводилась диагностика тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста двух групп. Дети контрольной группы слушали музыку только в рамках программы ДОУ, а дети экспериментальной группы впоследствии дополнительно занимались слушанием музыки. Результаты диагностики показали, что группы — идентичные по уровню эмоциональных состояний. У большинства детей был выявлен высокий или выше среднего уровень общей тревожности (67%) и агрессии (64%).

Нами была использована методика выявления детских страхов А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». Совокупные ответы ребенка объединялись в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Результаты исследования получились такие: данной группе детей характерны такие страхи, как:

Страхи перед причинением физического ущерба

Медицинский страх

Страхи темноты, снов, пространственные страхи

2. На формирующем этапе исследования была составлена программа занятий по музыкотерапии, которые в течение трех месяцев проводились с детьми экспериментальной группы.

Программный материал строился на принципе взаимосвязи музыки и эмоциональных состояний, объединенных в проблемные блоки:

— формирование представлений на основе восприятия произведений музыкального искусства;

— развитие навыков восприятия содержания музыкальных произведений;

— формирование навыков анализа музыкальных произведений через эмоции;

— стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

— активизация творческого воображения и ассоциативного мышления.

Совместная деятельность взрослого и детей была направлена на снижение уровня тревожности и агрессивности детей. Была продумана программа музыкального сопровождения повседневной жизни детского сада, включены музыкальные дидактические игры, организовывались веселые музыкальные минутки, мини-концерты с участием исполнителей вокала, ритмики, оркестра, драматизации, проводились праздничные развлечения.

На третьем, контрольном этапе проводилось второе исследование эмоциональных состояний (тревожности и агрессии) у детей контрольной и экспериментальной групп. В результате чего было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы стали различными по уровню эмоциональных состояний, в частности, по уровню тревожности и агрессивности. Дети экспериментальной группы на контрольном этапе исследования показали лучшие результаты по уровню тревожности (высокий или выше среднего процент снизился на 36%) и агрессии (высокий процент снизился на 39%,. В контрольной группе показатели, в целом, не изменились, –что и следовало доказать.

Повторные исследования получились такие:

.

Таким образом, по результатам итогового тестирования и наблюдениям педагогов и родителей, можно сказать, что гипотеза работы подтвердилась: музыкальная психотерапия эффективна в коррекции страхов у детей, если используется в образовательном процессе, как элемент на музыкальных занятиях, как фон на физкультурных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях познавательного цикла и других, а также в режимные моменты в повседневной жизни детского сада. Музыкотерапия в синтезе с другими коррекционными методами педагогики, действительно, способна успокоить пугливых и тревожных детей, снизить их переживания, исходящие из окружающего мира.

Таким образом, детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, могут исчезнуть бесследно. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, воспитателям необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Исследование, которое было проведено, подтверждает, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной, переходящий характер.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Коррекция страхов успешно осуществляется посредством музыкальной психотерапии. Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. А так же в целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

4. Коррекционная работа будет эффективна, если она опирается на основные принципы психокоррекционной работы. Такие как: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному.

Гипотеза исследования подтвердилась: организация психокоррекционной работы, в соответствии с ее основными принципами, существенным образом снижает уровень тревожности и количество страхов у детей старшего дошкольного возраста. Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Чересчур подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

Полученные данные помогут обозначить пути коррекции эмоциональных состояний у детей через произведения искусства и могут быть использованы педагогами и психологами при планировании образовательного процесса.

Литература:

1. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986. – 176 с.

2. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. : Речь, 2005. – 320 с.

3. Панфилова, М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. — 1999.- №8.- С. 10-12.

4. Мухина, В. С. Детская психология. — М., 1985. — 272 с.

Источник: maam.ru