Музыкально-театрализованные игры как средство развития речи детей

Эльза Махмутова
Музыкально-театрализованные игры как средство развития речи детей

Игра – это ведущая деятельность ребёнка, но мы часто забываем это. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача педагога – так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжёлой работой.

Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР.

Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой не затухающий интерес, растущий в геометрической прогрессии. Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно. Роль сказки неоценима: она развивает речь ребёнка, благоприятно влияет на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, эстетическое развитие; развивает память, внимание, творческий потенциал, воображение.

Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, терминологии); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Все знают, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, что она является неотъемлемой частью логопедической работы, но хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки, как дышит собачка, высунув широкий язычок). Так же мы можем использовать различные сюжеты, игрушки, картинки. В этом мне помогает дидактическая кукла царевна –лягушка. Языком лягушки можно управлять, демонстрировать артикуляционные уклады, движения (если у ребёнка не получается какое-то упражнение выполнять языком, оно не получается и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнять его языком ребёнку становится легче).

При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа

— когда услышишь заданный звук «танцуй или звени Петрушкой»,

— «танцуй», когда услышишь, что звук в конце слова (в начале, в середине, — посчитай, сколько звуков я произнесла и столько раз «танцуй».

При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды.

Ребёнок берёт в руки двух персонажей: в левую – жука, в правую – муху и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з)

Логопед: летела муха

Ребёнок: зззззззз

Логопед: а навстречу жук

Ребёнок: жжжжж

Разговор мухи и жука может продолжаться долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребёнок слушает внимательно и озвучивает дифференцируемыми звуками.

На занятиях по формированию фонематической стороны речи, навыкам звукового анализа, синтеза и обучению грамоте я использую учебно-методический комплект, в котором для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации: это маленький пришелец из космоса Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает основы русского языка вместе с детьми, а большинство занятий подчинены сказочному сюжету: «Ну погоди», «Герда отправилась на поиски Кая», «приключения Мулан» и др.

Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. В понятие «выразительность речи» включает:

— интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение;

— мимику, жесты, позу говорящего.

Используя театрализованную деятельность, я провожу упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:

«Самолёт»

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.

Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).

«Звериные скороговорки» — чёткость дикции

Дети надевают маски разных животных (лисички, медведя, волка) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

От топота копыт пыль по полю летит.

«Чудо-лесенка»

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса

Чудо лесенкой шагаю, высоту я набирая:

Шаг на горы, шаг на тучи…

А подъём всё выше, круче…

Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!

«Диалогические скороговорки» дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки (расскажи мне про покупки).

Развитие речевого дыхания:

«Игра со свечой»

Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребёнок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать её огонёк. Воздух выдыхается упругой и плавной струёй через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

«Осенние листочки»

На уровне рта ребёнка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься, вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щёк (повторить 3-5 раз).

«Считай до пяти»

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Логоритмика формирует и развивает:

• слуховое внимание;

• музыкальный, тембровый, динамический слух;

• движения в пространстве;

• мелкую, общую моторику, мимику;

• кинестические ощущения;

• навык правильного употребления звуков в разных формах;

• согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.

Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития.

«Паучок»

Пау — паучина, паутину сшил

Вдруг закапал дождик

Паутину смыл

Вот и солнце встало

Стало припекать

Пау – паучина трудится опять.

«Вьюшки»

Вьюшки-вьюшки — вьюшки вью

Калатушки калачу

Приколачиваю, заколачиваю – кап.

Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон — дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот); жестов (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).

Развитие пантомимики (расцвели, как цветы, завяли, как травка, полетим, как птицы, идёт медведь по лесу, крадётся волк за зайцем).

Психогимнастика на материале любой лексической темы (ты козлёнок, заблудившийся в лесу, показать будто снимаете горячую кастрюлю с огня и обожглись, разбили любимую чашку, как лось важно ходит по лесу, белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы).

Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом н-р: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»).

Коррекционно-развивающие игры на:

— развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения);

— слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);

— грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

— звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);

— воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы: продолжи красиво… капельки росы сверкают на солнце, как);

— развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый);

— развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).

На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.

На логопедических занятиях я широко использую игры на шумовых инструментах. Про ритмические ряды и моторное планирование

Выкладывание «ритмических рядов» необходимо для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Берутся опорные предметы (например, ложка, вилка, нож; либо одинаковые предметы разных цветов- как на видео). Взрослый выкладывает предметы в ряд, чередуя, ребенку предлагается повторить, т. е. продолжить ряд (см. видео). После того, как ребенок выложил ряд, подключаем речь (если ребенок- говорящий). Например, черный камушек — звук «а», синий камушек- звук «у», либо слоги (например, «та-ту», либо слово (синий камушек «та»- черный камушек «ня», либо короткие слова («мак/ дом», в зависимости от возможностей ребенка. Ведем пальчиком слева направо и проговариваем ряд.

ряды учимся выкладывать в следующем порядке:

1-1 (ложка-вилка; синий камушек- черный камушек);

1-1-1 (ложка- вилка- нож);

2-1 (ложка-ложка-вилка);

1-2 (ложка- вилка- вилка);

Самый простой вариант- выложить ряд по горизонтали- т. е. ребенок выкладывает свой ряд под Вашим.

Вариант сложнее- по вертикали (как на видео- «продолжи ряд»);

Самый сложный вариант- по кругу.

Подключаем речь.

Для усложнения задачи, подключаем моторную (двигательную) программу. Говорить и совершать целенаправленные действия одновременно — очень непростая задача для малыша! Моторное планирование- выполнение нового, непривычного для ребёнка действия.

Источник: maam.ru