Музыкально–дидактическая игра с использованием ИКТ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Костеева Елена
Музыкально–дидактическая игра с использованием ИКТ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

«Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство

развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель Костеева Е. Н

Игра является основным видом деятельности для дошкольника. Основное место в развитии и образовательной деятельности детей в ДОУ занимают

дидактические игры. Обязательными структурными элементами дидактической

игры являются: обучающая задача, сюжет, игровые действия и правила.

В музыкальной д е я т е л ь н о с т и Д О У широко используются д и д а к т и ч е с к и е и г р ы с использованием ИКТ.

Использование ИКТ открывает новые возможности проведения музыкально-дидактических игр с детьми. Теперь ребенка окружает огромное количество разных источников информации. Развлекательная направленность современных СМИ и компьютерные игры, в которые так любят играть наши де ти, способствуют тому, ч т о изменились особенности их восприятия. Дети привыкли к ярким и динамичным образам, быстрой смене визуального и звукового ряда, спецэффектам. Их внимание трудно привлечь и удержать на монотонной и однообразной деятельности, их нелегко удивить и увлечь.

Внедрение ИКТ в музыкально-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

-расширение использования электронных средств обучения; так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

-увеличение восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.

-выполняют совместную работу детей во взаимодействии.

— о б е с п е ч и в а ю т н а г л я д н о с т ь, которая способствует лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

-да е т возможность использования графической, текстовой, аудиовизуальной информации.

-с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни (звуки животных, природы)

-позволяет экономить время за счет высокой скорости обновления дидактического материала.

-способствует компактному хранению больших объемов информации в текстовой и образной форме

Основное назначение музыкально-дидактических игр:

-Формировать у детей музыкальные способности,

-Развивать чувство ритма, звуковысотный тембровый и динамический слух

-Побуждать к самостоятельным действиям

-Обогащать детей новыми впечатлениями, развивать в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Цель:

— Развитие музыкальных способностей детей, углубление представлений о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

а) учить детей ориентироваться в игровой ситуации;

б) развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

в) совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа, слуховое внимание, музыкальную память.

г) воспитывать коммуникативные навыки в игре. Доброжелательное отношение друг к другу

Система работы.

Начинаю использовать д и д а к т и ч е с к и е и г р ы в раннем возрасте

Длительность игры от 2 до 5 минут

В младших группах в качестве героев игры использую животных, и х детенышей, программные музыкальные инструменты: «Птица и птенцы», «Угадай голос», «Тихие и громкие звоночки» «Бубен и погремушка и другие.

В старших группах к детям приходят сказочные персонажи с определенными заданиями: «Три поросенка», «Три медведя», «Кто в домике живет?»

В игре у детей возникает три цели:

Удовольствие от игры «Хочу»

Выполнять правила игры «Надо»

Творческое выполнение игровой задачи «Могу»

Организация дидактических игр музыкальным руководителем осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактических игр,

ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят.

1. Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения.

2. Определение наиболее удобного времени проведения дид. игры -на занятиях или в свободное время.

3. Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.

4. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.

Проведение дидактических игр включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры.

2. Объяснение хода и правил игры.

3. Определение роли музыкального руководителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Подведение итогов игры –это ответственный момент. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов, ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

Это может совершенствовать как подготовку, так и сам процесс.

Я использую м/д игры с ИКТ во всех частях занятия:

В музыкально-ритмических движениях: «Музыкальная карусель», «Сороконожка», «Веселый мяч»

В восприятии музыки: «Танцуем, шагаем, поем», «Музыкальный теремок», «Угадай музыкальный инструмент»

В пении: «Ветерок», «Дождик-оркестрик», «Солнышко, выходи»

В игре на музыкальных инструментах: «Веселые музыканты», «Музыкальный

огород», «Озорная полечка»

Какие же результаты предполагаются?

Приобщение к музыкальной культуре.

Обогащение музыкальных впечатлений (развивается музыкальная память)

Знакомятся со средствами выразительности, жанрами,

Развиваются навыки восприятия звуков

Развивается творчество, побуждение детей к активным самостоятельным действиям

В своей работе я использую музыкально-дидактические игры с икт, которые беру из Интернет ресурсов, а также игры, которые создаю сама.

При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без

исключения, то это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития.

Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.

Источник: maam.ru