Музыка странствий. Из цикла музыкальных вечеров «В мире музыки»

Ирина Фадеева
Музыка странствий. Из цикла музыкальных вечеров «В мире музыки»

Музыка странствий.

Из цикла музыкальных вечеров «В мире музыки».

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3г. Лебедянь

Музыкальный руководитель Фадеева И. В.

Музыкальный руководитель.

— Далеко на севере есть сказочно прекрасная и величавая страна — Норвегия — край скал и пещер, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. В этой стране жил знаменитый норвежский композитор Э. Григ.

Имя Грига стало символом норвежской музыки. В своих многочисленных лирических пьесах, концертах для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях он воспел свою родину, красоту народных сказаний

Самое значительное произведение Грига — музыка к пьесе «Пер Гюнт». Герой пьесы- крестьянский парень из норвежской деревушки, звали его Пер Гюнт. Он очень любил фантазировать, мечтать, придумывать разные сказки. Два человека были дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом могла «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее -Сольвейг — в переводе с норвежского означало «солнечный путь» Любовь к матери и Сольвейг, дар сказочника и фантазера-лучшее, что было в душе Пера, но были в нем и плохие черты- жадность и бессердечие, которые берут верх над добротой и бескорыстием. За тяжкие проступки односельчане прогоняют Пера из родных мест. От горя умирает его мать. Покинутая Пером Сольвейг остается одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далекой лесной избушке. И он вернется к ней. В спектакле несколько раз звучит «Песня Солвейг». Мелодия песни печальна и напевна, в ней выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и светлое чувство любви, а главное — вера. Припев песни звучит изящно и легко, как светлое воспоминание о первой встрече с Пером. Давайте послушаем эту музыку. (Звучит «Песня Сольвейг»Э. Грига.

(Дети высказываются о музыке).

Музыкальный руководитель. Странствуя по миру, Пер Гюнт не раз достигает своей мечты и становится богатым, но добивается этого обманом и, поэтому теряет все вновь и вновь. Однажды он попадает в царство троллей — маленьких фантастических злых человечков. «Услышал Пер загадочный зов и легкие шаги, видит: идут маленькие человечки с длинными бородами, в высоких колпаках и несут зажженные фонари». (Звучит пьеса «В пещере горного короля»)

Музыкальный руководитель. Как звучит музыка? (Ответы детей) Музыка звучит настороженно. Легкие звуки в низком регистре передают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична. Почему мы догадываемся, что гномы не сидят на. месте, а двигаются? (Ответы детей) Похоже ли их движение на движение колонны солдат? Постепенно она звучит все быстрее, громче, жестче, резче, марш-шествие превращается в дикую пляску злых духов. Вот такими представляла я горного короля и троллей, когда слушала эту музыку. (Показ иллюстрации, выполненной музыкальным руководителем). Пер чуть не погибает в мрачной пещере, чудом удается ему остаться живым. Все чаще он начинает вспоминать свой дом и Сольвейг. Через сорок лет, старый и одинокий, он возвращается на Родину.

Сейчас мы послушаем пьесу «Утро». В спектакле она звучит как воспоминание Пера о Родине. (Слушание пьесы).

Музыкальный руководитель. Какая это музыка? Расскажите о ней? (Ответы детей) Вы правильно поняли музыку. Ее мелодия спокойна и светла, напоминает незатейливый пастуший наигрыш. Музыка прозрачна и легка. Звуки аккордов расположены широко, как будто наполнены воздухом. Как в музыке получается рассвет? (Ответы детей) Звучание постепенно нарастает. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца все ярче проступают очертания и цвета предметов. Так возникает в музыке картина рассвета. Пьеса «Утро»- не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы. Выберите картину, подходящую к этой музыке (детям предлагаются репродукции картин рассвета, вечера заката, ночи). Затем, дети рисуют свои впечатления от услышанной музыки.

Источник: maam.ru