«Музыка моего тела. Тренируем чувство ритма через игру во всех видах музыкальной деятельности»

Анна Смирнова
«Музыка моего тела. Тренируем чувство ритма через игру во всех видах музыкальной деятельности»

Всем известно, что «первыми инструментами» человека было, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти «инструменты» даны человеку самой природой, и их использование отличается универсальностью.

Что это за инструменты? Это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др.

Вспомните своих маленьких детей. Мы замечаем, что малыш не может усидеть на месте, когда звучит подвижная ритмичная музыка: он кружится и прыгает до изнеможения, хлопает в ладоши, топает ногами. Безотчетная радость ребенка заражает, вовлекая его в незатейливое музицирование.

Пение и танцы с аккомпанементом таких «инструментов» можно организовать в любых условиях, при отсутствии других инструментов.

Основа импровизации в таких танцах — это непроизвольная, неконтролируемая умом, спонтанная моторика тела. При своей простоте она дает человеку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.

«Игра звуками своего тела» стала прообразом первых ударных инструментов.

Звуки нашего тела в педагогической практике принято на определенном этапе «переносить» на инструменты.

Например, щелчки— это могут быть пальчиковые тарелочки, треугольник; хлопки — деревянные шумовые или ксилофоны; шлепки по бедрам — ручные барабаны, бубны или металлофон; притопы — большие барабаны и басовые инструменты.

И вот … у нас уже появился оркестр.

Игра на поверхностях своего тела является непосредственной причиной очень быстрого усвоения разнообразных ритмических моделей и крайне важно для развития чувства ритма, а в сочетании с движением, развития координации и реакции.

Телесное освоение ритма имеет свойство просто доставлять удовольствие: активные ритмические движения направлены на разрядку существующих напряжений и вызывают восторг.

У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное (а не интеллектуальное) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру!

Зачастую ребенок не хочет просто смотреть и слушать, он хочет быть участником.

Восприятие и понимание музыки у детей заключается в ощущение ее связками, мышцами, движением, дыханием.

Связь музыки и движения нашло убедительное подтверждение и в исследованиях психологов. Стало известно, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки… становится обучающим фактором. Музыка и движение усиливают друг друга и образуют единое целое.

Ни одно занятие музыкального воспитания, опирающийся на принципы ФГОС, не может обойтись без движения, так как движение является составной частью музыки.

Игра и творчество являются фундаментальными способами освоения детьми окружающего мира. Дети никогда не забудут, как творить и как играть. Способность к творчеству есть у каждого ребенка, поэтому каждому педагогу доступно сделать занятие с детьми хоть в чем-то творческим!

Источник: maam.ru