Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи

Боцулко Оксана
Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи

. Грамматическая категория – ЛЕКСИКА

• Игра «Назови одним словом»

Цель игры: Формирование обобщающих понятий.

Ход игры: Игру можно проводить разными способами. Самый простой – предложить ребенку рассмотреть и назвать несколько картинок из одной группы, а затем ответить на вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?». Если ребенок с легкостью выполняет это задание, можно усложнить игру. Ребенку предлагается несколько картинок с такой инструкцией: «Раздели все картинки на 2 (3,4) группы и скажи, почему ты их так разделил? Как можно назвать одним словом картинки из одной группы?»

Лексический материал:

обобщения – фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.

• Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: Формирование слов-антонимов.

Ход игры: Игру можно проводить как на материале картинок, так и на материале слов (без картинного сопровождения) в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенку дается задание: «Сейчас я тебе скажу слово, а ты скажи наоборот!» Логопед говорит и показывает «день», а ребенок подбирает картинку и говорит «ночь» и т. п.

Лексический материал:

Большой – маленький, высокий – низкий, теплый – холодный, широкий – узкий, стоять – лежать, вешать – снимать, день – ночь, лето – зима, длинный – короткий, добрый – злой, говорить — молчать, правда – ложь, толстый – тонкий, хороший – плохой, черный – белый и др.

• Игра «Кто больше назовет игрушек (фруктов и т. д.)»

Цель игры: Расширение словаря имен существительных.

Ход игры: Игра проводится между 2-3 детьми или между логопедом и ребенком. Логопед дает задание: «Играем в игру «Кто больше назовет игрушек – называем по цепочке». Дети начинают вспоминать и называть разные игрушки, или же ребенок с логопедом попеременно называет разные игрушки – имена существительные. Тот, кто не смог больше придумать ни одной игрушки – проигрывает и выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним. Игра проводится постоянно на материале всех лексических тем.

Лексический материал:

Все изучаемые лексические темы: фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.

• Игра «Какие бывают собаки» (яблоко, кукла и т. д.)»

Цель игры: Расширение словаря имен прилагательных.

Ход игры: На начальном этапе обучения игра проводится на материале картинок. Перед ребенком на игровом поле раскладывается несколько картинок с разных изображением одного и того же предмета. Логопед спрашивает у ребенка: «Посмотри внимательно на картинки и расскажи, какие бывают собаки?» Ребенок должен подобрать к слову СОБАКИ как можно больше прилагательных: РЫЖИЕ, ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ, ДОРЫЕ, ЗЛЫЕ, МОХНАТЫЕ, ВЫСОКИЕ, НИЗКИЕ, БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ и др. Игра проводится постоянно при изучении большинства лексических тем.

• Игра «Что делает ветер» (и др.)

Цель игры: Расширение словаря глаголов.

Ход игры: Игру проводят с 2-3 детьми одновременно. Им предлагается вспомнить, например, что делает ветер, и придумать как можно больше слов-действий. Например: ветер дует, листья срывает, воет, пыль поднимает, парус надувает, освежает, тучи подгоняет и др. Игру проводят постоянно при изучении большинства лексических тем. Например: «Что делают птицы?» или «Что делает кошка?» или «Что делают муравьи?». Выигрывает тот, кто придумает больше слов-действий.

Источник: maam.ru