Мини-музей «Переславль-Залесский — Родина Александра Невского»

Ирина Карпеш
Мини-музей «Переславль-Залесский — Родина Александра Невского»

Паспорт мини-музея

«Переславль-Залесский — Родина Александра Невского»

подготовительная группа

Авторы: Карпеш Ирина Владимировна, Балашова Наталья Юрьевна -воспитатели МДОУ д/с «Солнышко».

Описание материала: данный материал будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп. Он поможет при организации мини-музея у себя в группе.

Сведения об авторском коллективе:

Карпеш Ирина Владимировна

Образование: Среднее- специальное

Должность: воспитатель

Педстаж: 29 лет

Категория: 1

Балашова Наталья Юрьевна

Образование: Высшее

Должность: воспитатель

Пед. стаж: 2 года

Паспортные данные

Наименование мини-музея: «Переславль-Залесский — Родина Александра Невского».

Профиль музея: познавательный.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности.

Цель создания музея: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и страны, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу, желание сохранить традиции и обычаи края.

Задачи:

Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада;

Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

Через работу с экспонатами музея знакомить детей с историей и традициями Руси.

Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;

Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

принцип наглядности;

принцип доступности

принцип динамичности

принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты: В музеи представлены различные виды экспонатов, а именно: портрет Александра Невского; фотографии с видом памятника А. Невскому и Спасо-Преображенского собора, (в котором были крещены многие переславские князья, в том числе А. Невский, родившийся в Переславле в 1221 году); книги; фотографии; фотоальбомы; путеводители; рисунки; картины и репродукции с видами монастырей и храмов Переславля-Залесского; макеты оружия той эпохи (булава и кистень); карта города древнего и современного; иллюстрации и планы исторических сражений; посуда в различном проявлении как промышленном, так и авторском (кувшины, кружки, миски (керамика); коллекция значков с городами Ярославской области и достопримечательностями Переславля; старинный утюг на углях; современная сувенирная продукция в различном исполнении, рассказывающая об истории родного города Александра Невского; и т.  д.

Совет мини-музея: 2 человека.

Характеристика помещения: групповая комната

Площадь, мини-музей организован в 2019 году. Под экспозицию выделена выставочная витрина в групповом помещении (3кв. м.)

Аспекты музейной деятельности.

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился сравнительно недавно. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

1. музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

2. является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

3. способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

4. помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями;

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности: поисковая; фондовая; научная; экспозиционная; познавательная.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате, рядом с уголком уединения. Это даёт ребёнку возможность в сравнительно тихой, спокойной обстановке, более детально ознакомиться с экспозицией музея, фотоальбомами, книгами и т. д. В музее представлены не только экспонаты, но и богатый методический материал по данной теме. Это историческая и художественная литература, репродукции картин и иллюстративный материал, сценарии всевозможных занятий и викторин, дидактические игры.

Что размещено в музее

Экспонаты мини-музея

№пп

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное временное хранение

Ф. И. О. представившего экспонат

1

Герб г. Переславля-Залесского

Октябрь 2019г

Постоянное

Из фонда воспитателей группы

2

Старая настольная лампа с гербами городов Золотого кольца России (в том числе и гербом Переславля-Залесского)

февраль2020

Временное

Из фонда семьи Алейкина Андрея

3

Фото-репродукция картины «Александр Невский»

Октябрь 2019г

Постоянное

Из фонда воспитателей группы

4

Макет старинного оружия «Кистень да булава» и рисунок русского воина в доспехах, выполненные семьёй Кокориной Таи

февраль2020г

Постоянное

Из фонда семьи Кокориной Таисьи

5

Рисунок «Битва на Чудском озере» выполненный Ровенским Кириллом с мамой

октябрь2019г

Постоянное

Из фонда семьи Ровенского Кирилла

6

Рисунок «Колокольня Горицкого монастыря» выполненный Киреевой Маргаритой с мамой

октябрь2019г

Постоянное

Из фонда семьи Киреевой Маргариты

7

Вымпел «Переславль-Залесский — колыбель Российского флота» изделие Переславской вышивальной фабрики

февраль2020г

Временное

Из фонда семьи Киреевой Маргариты

8

Значок со старым гербом Переславля- Залесского

февраль2020г

Временное

Из фонда семьи Киреевой Маргариты

9

Старинный чугунный утюг на углях

февраль2020г

Временное

Из фонда семьи Киреевой Маргариты

10

Путеводители по Переславлю- Залесскому (3 различных экземпляра)

февраль2020г

Постоянное

Из фонда семьи Киреевой Маргариты

11

Карта Переславля- Залесского и окрестностей

февраль2020г

Постоянное

Из фонда семьи Киреевой Маргариты

12

Книга «Плещеево озеро» (фотоальбом)

март 2020г

Постоянное

Из фонда воспитателя группы Балашовой Н. Ю.

13

Книга «Александр Невский»  автор С. Романовский

март 2020г

Постоянное

Из фонда воспитателя группы Карпеш И. В.

14

Книга «Александр Невский жизнеописание»

автор А. Кульков

Октябрь 2019г

Постоянное

Из фонда воспитателей группы

15

Фотоальбомы про Переславль-Залесский

февраль2020г

Постоянное

Из фонда воспитателей группы

16

Глиняные горшки, кружка и кувшин, продукция Переславского керамического завода

февраль2020г

Постоянное

Из фонда воспитателей группы

17

Авторская электронная игра «Мой любимый город Переславль-Залесский»

апрель 2020г

Постоянное

Из фонда воспитателя группы Карпеш И. В.

18

Современная сувенирная продукция, рассказывающая об истории города (Магниты с видами достопримечательностей, глиняные игрушки, колокольчики, разделочные доски, вымпелы, значки, крудки, авторучки, декоративные тарелки и т. д)

февраль-март2020г

Временное

Из фонда семей Киреевой Маргариты, Галкина Степана, воспитателя группы Карпеш И. В.

19

Глиняные кружка с надписью «Переславль-Залесский», продукция Переславского керамического завода

февраль2020г

Временное

Из фонда семьи Киреевой Маргариты

20

Глиняный кувшин с надписью «Переславль-Залесский», продукция Переславского керамического завода

февраль2020г

Временное

Из фонда семьи Романовой Татьяны

21

Дидактическая игра

«Наш Переславль-Залесский»- (знакомящая с достопримечатель-ностями родного города).

Январь2020г.

Постоянное

Все дети подготовительной группы

22

Куклы в национальных русских костюмах.

Октябрь

Постоянное

Из фонда воспитателей группы

Перспектива развития мини-музея

Подбор детской литературы и наглядного материала.

Проведение экскурсий для других групп детского сада

Экспонаты музея пополняются.

Тематический план занятий в мини-музее

Октябрь- Ноябрь.

1. Определение темы и названия музея.

2. Проведение бесед о создании мини-музея в группе с родителями.

3. Выбор места для размещения экспонатов.

4. Сбор экспонатов и знакомство с ними.

5. НОД по ознакомлению с окружающим миром «Александр Невский».

6. Участие в городских исторических чтениях-2019 «Отечества великие сыны» (октябрь)

7. Конструирование «Город славный, город древний». Участие в международном творческом конкурсе «Мир конструирования» (ноябрь)

8. Просмотр мультфильма «История Александра Невского для малышей»

Декабрь- Январь

1. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

2. Рассматривание картины П. Корина «Александр Невский»:

3. Рассказ о детстве Александра Невского.

4. Поисковая ситуация. Каждое имя имеет смысл. Что означает имя Александр?

5. Чтение рассказа о битве на реке Неве. (из книги «Герои русской истории»)

6. Просмотр мультфильма «Святой благоверный князь Александр Невский»

Февраль- Март

1. НОД на тему «Защитник Святой Руси – Александр Невский»

2. Рисование «Дружина Александра Невского»

3. Слушание музыкального отрывка из кантаты С. С. Прокофьева «Вставайте, люди

русские») — песня из советского кинофильма «Александр Невский» (1938) режиссёра Сергея Эйзенштейна.

4. Просмотр мультфильма «Лебеди Непрядвы» (1980)

5. Экскурсия в библиотеку №2 им А. Невского. «Князь Александр Невский»

Апрель- Май

1. Просмотр презентации «Ледовая дружина Александра Невского. Какие доспехи защищали участников Ледового побоища».

2. Аппликация (коллективная композиция) «Дружина Александра Невского»

3. Экскурсия в музей Александра Невского.

4. Экскурсия совместно с родителями на Красную площадь Переславля- залесского и по валовому кольцу «Детство Александра Невского»

5. Проведение экскурсий для других групп и родителей

6. Подведение итогов

Источник: maam.ru