Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы

Надя Мешкова
Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы

Диагностическое обследование детей подготовительной группы.

Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей.

Методы исследования:

1. Педагогическое наблюдение.

Наблюдение за детьми: как они сидят и стоят в обычной, непринужденной позе, как они ходят.

Уровни развития:

Норма: нормальная осанка непринужденно стоящего человека характеризуется следующими признаками: оси туловища и головы расположены на одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты. Изгибы позвоночника умерено выражены. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены. Живот плоский или умеренно выпуклый.

Отклонение от нормы: сутуловатость, неправильная посадка за столом, не скоординированные действия при ходьбе, при беге, не умение держать тело при прыжках на одной ноге.

2. Диагностирование осанки.

Визуальная оценка осанки – ребенок осматривается совместно с медсестрой. Оценивается прямота позвоночника: Также определяется:

• одинаковый ли уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков;

• одинаковая ли глубина треугольников талии – углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии;

• симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед;

• Выявление сутулости с помощью сантиметровой линейки.

Уровни развития:

Норма: при осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки образовывать ровную линию. Физиологические изгибы позвоночника — при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.

Отклонения от нормы: даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.

2. Диагностирование свода стопы.

Визуальная оценка – ребенок осматривается вместе с медсестрой. Определяется постановка стоп при ходьбе с соблюдением симметрии стоп при каждом шаге. Оценивается нет ли О-образной или Х-образной постановки стопы. Оценивается обувь ребенка — при плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть.

Уровни развития

Норма: походка должна быть правильной, не косолапой, без характерного «загребания», с соблюдением симметрии стоп при каждом шаге. Нет О-образной или Х-образной постановки стопы. Обувь ребенка не должна быть стоптанной.

Отклонения от нормы: Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.

Оценка отпечатка стоп – проводится совместно с медсестрой.

Оценивается наличие отклонения от отпечатка нормальной стопы в сторону уплощения или вальгусной стопы в соответствии с возрастом ребенка. Для простого теста необходим таз с водой, лист белой бумаги и фломастер.

Уровни развития.

Норма: По внутреннему краю стопы идет выемка (отпечатка здесь нет, которая посередине занимает больше половины стопы

Отклонение от нормы: Если этой выемки нет вовсе или она узкая (половина стопы и меньше) — это указывает на плоскостопие.

4. Тестовые задания на определение уровней развития двигательной моторики дошкольников.

1. Тест на определение способности детей к быстрой координации в пространстве с сохранением правильного положения осанки и стоп.

Тест предполагает следующее задание: проскакать по начерченной мелом траектории сначала на правой ноге, а затем на левой.

Правильность выполнения задания оценивается в зависимости от качества выполнения от 1 до 3 баллов в соответствии с уровнями.

2. Тест на определение умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности.

Детям предлагалось повторить элементы танца, показанные взрослым. Им были показаны отрывки из «танцующих утят» и элементы рок-н-ролла. Дети под музыкальное оформление должны были повторить их действия. Результаты этого теста в зависимости от исполнения детей оцениваются от 1 до 3 баллов (в соответствии с уровнями).

Уровни развития.

Первому уровню (низкому) соответствовали следующие характеристики детей: они без особого труда повторяют несложные упражнения вслед за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование движений на инструкцию взрослого. 1 балл.

Второй уровень (средний) характеризовался свободными произвольными движениями ребенка, легкостью, гибкостью, быстротой движений, реагированием реагирование движений на инструкцию взрослого (ходьба, движения рук, ног, повороты головы, туловища, наклоны, приседания). Однако, этому уровню свойственна слабая двигательная активность детей. 2 балла.

Третий уровень (высокий) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию в пространстве, слаженность отдельных движений в целостном двигательном акте, свободную двигательную ориентацию при выполнении движений. 3 балла.

Источник: maam.ru