Методическая разработка занятия с детьми среднего школьного возраста «Правовая викторина»

Ефремова Ирина
Методическая разработка занятия с детьми среднего школьного возраста «Правовая викторина»

«Правовая викторина»

Цель: формирование у воспитанников знаний об их правах и обязанностях

Задачи:

• закреплять знания Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;

• развивать умения отстаивать свои права;

• воспитывать гражданскую ответственность и чувства собственного достоинства, уважение к правам и свободам человека.

Ход занятия:

Станция «Историческая»

Воспитатель:

Известно, что уже с давних времён человечество стояло перед необходимостью отстаивать свои права. Это право древний человек завоевывал силой. Слабому нужен был защитник его прав на собственность и жизнь. Не сразу люди поняли, что сильным заступником может стать государство. В первых государствах права человека были весьма ограничены, но постепенно Россия, страны Северной Америки, Западной Европы оказались готовы не только провозгласить права и свободы человека, но и гарантировать их осуществление.

Воспитатель: Назовите, как называется основной документ РФ, в котором записаны основные права и обязанности гражданина нашей страны (ответы детей) Конституция Российской Федерации. Именно об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Воспитатель: Права и обязанности гражданина неразделимы — это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

— Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы детей)

«Право — возможность что-нибудь делать, осуществлять»

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, взрослые, родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны — 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН, её главная задача защищать права человека во всём мире.

Воспитатель: В международном календаре отмечено несколько дат, посвященных правам человека. Давайте назовём эти международные праздники.

1 июня (Международный день защиты детей)

20 ноября (Всемирный день прав ребенка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка.

10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность.

Станция «Новая страна»

Представьте, что вы открыли новую страну, где нет ни законов, ни правил. Вы будете первыми гражданами на этой новой земле. Давайте разобьемся на несколько групп. Каждая группа должна написать три права, которые, по их мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой стране. После обсуждения воспитанники выбирают права являющиеся, по общему мнению, наиболее важными.

Станция «Сказочная»

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев были нарушены.

1. Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках. (Право на свободу)

2. Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)

3. Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)

4. Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)

5. Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)

6. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище)

Станция «Творческая»

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность наделенную правами. Я предлагаю вам изобразить права ребенка, закрепленные в Конвенции в виде рисунка.

Группы изображают право, предлагая отгадать его остальным

Воспитатель: Какая самая главная обязанность сейчас у вас школьников?

Дети: Учиться.

Воспитатель: Какие еще у вас есть обязанности? (ответы детей)

Станция: Физкультминутка

Воспитатель: Давайте встанем и разомнёмся

Если я называю право — вы хлопаете в ладоши, если обязанность — приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право — хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право — хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность — топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность — Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность — топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность — топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право — хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность — топают ногами).

Станция «Права в рифму»

Вставьте нужные слова:

1. Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но гражданин

2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав — неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется устав

3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все … парламентом зовут

4. Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты — избиратель

Станция «Мои права и обязанности»

Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника?

• право на жизнь; (ч)

• право на бесплатное образование; (ш)

• право на получение дополнительного образования; (ш)

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)

• право посещать школьные мероприятия; (ш)

• право на отдых; (ч)

• достоинство личности; (ч)

• право на социальное обеспечение; (ч)

• право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)

• право на неприкосновенность жилища; (ч)

• свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г

• право на выбор образовательного учреждения; (ш)

• право вступать в общественные организации; (ч)

• право пользоваться родным языком; (г)

• свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)

• право на свободу слова; (ч)

• право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)

• право на свободный труд; (ч)

• право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)

• свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)

• право на информацию; (ч)

• право частной собственности; (ч)

• право на предпринимательскую деятельность; (ч)

• право на жилище; (ч)

• право на доступ к культурным ценностям; (ч)

• Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)

• Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)

• Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

• Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги….

• Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

• Обязанность родителей …. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

• Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

• Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и … наследие страны;(Культурное)

• Каждый гражданин обязан бережно относиться к … и её богатствам; (Природе)

Станция «Ситуации»

Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?

Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т. д.)

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

Драка на улице

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения. (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т. е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

Угроза жизни

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т. е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Станция «Пословицы»

Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, на каких станциях мы сегодня с вами побывали?

— А какие вам понравились больше и чем?

— Скажите, пригодятся ли вам в дальнейшем знания, которые вы сегодня получили и закрепили на занятии?

Источник: maam.ru