Мастер класс по развитию речи на тему «Мнемотехника в работе по развитию связной речи для детей старшей группы»

Аэлита Сабирова
Мастер класс по развитию речи на тему «Мнемотехника в работе по развитию связной речи для детей старшей группы»

Мнемотехника в работе по развитию связной речи.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами исокращает время обучения.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение четырех лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.

Работа по лексической теме “Зима” в старшей группе.

Понедельник.

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Вторник.

Заучивание стихотворения П. Воронько “Пирог” (рис. 2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Пирог

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега – из муки.

Среда.

Отгадывание мнемозагадки.

1. Рассматривание мнемотаблицы (рис. 3)

2. Подробное объяснение с воспитателем каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

• Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

• Есть слово длинное – снегопад.

• Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).

• Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.

• Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

• Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.

• Есть слово – цветок – подснежник.

• Есть слово — птица — снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Четверг.

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1. Чтение с воспитетелем текста и демонстрация опорных картинок (рис. 4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

• Какое наступило время года?

• Где лежит снег?

• Какой снег?

• Какая погода на улице?

• Куда пошли дети?

• Как они оделись?

• Что делали дети на прогулке?

• Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Пятница.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

2. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

• Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.

• Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.

• В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.

• Люди зимой делают кормушки для птиц.

• Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.

• Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.

• Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.

• В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис. 6).

4. Составление рассказа о зиме с воспитателем.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

5. Составление рассказов о зиме детьми.

Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.

Снеговик (рис. 7).

Давай дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа… нос…метла…

Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Н. Нищева “Ёлочка” (рис. 8).

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис. 9).

В зимнем небе, сделав круг,

Накренились сани вдруг!

И с подарками мешок

Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис. 10).

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам ёлочку принёс,

А на ней фонарики,

Золотые шарики,

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам сладости принёс,

Вафли ароматные

И конфеты мятные.

Вывод.

У детей:

• расширяется круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересныеистории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,загадок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держатьсяперед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Источники:

1. Журналы »Дошкольное воспитание» №12 за 2000 г. ;

2. №3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.

3. Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление».

4. Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

5. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А.

6. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»

7. Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.

8. Тихомирова Л. Ф. »Познавательные способности детей 5-7 лет». М. 2005

9. Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

Источник: maam.ru