Мастер-класс «Овладение связной речью в процессе театрализованной и игровой деятельности»

Татьяна Машукова
Мастер-класс «Овладение связной речью в процессе театрализованной и игровой деятельности»

Мастер-класс «Овладение связной речью в процессе театрализованной и игровой деятельности»

Автор: Котова Мария Игоревна

Организация: МБУ ДО ДТ «Вектор»

Населенный пункт: г. Новокузнецк

Автор: Машукова Татьяна Александровна

Организация: МБУ ДО ДТ «Вектор»

Населенный пункт: г. Новокузнецк

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах речевого развития детей

Задачи:

1. Актуализировать проблему овладения связной речи как одной из компетентностей учащегося;

2. Сформировать компетентность педагогов по развитию связной речи в процессе в процессе театрализованной и игровой деятельности;

3. Популяризовать упражнения по развитию речевого дыхания в процессе театрализованной деятельности в педагогической практике участников мастер-класса.

Адресат: педагоги дополнительного образования

Оборудование: картонная заготовка в виде чашки с «паром»; коктейльные трубочки; полоски цветной бумаги; мыльные пузыри; скрепки; стаканы с водой; бумажные комарики на ниточках.

Аннотация мастер-класса:

Мастер-класс «Овладение связной речью в процессе театрализованной и игровой деятельности» был разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах речевого развития учащихся. Перед разработчиками стояла задача продемонстрировать и обучить педагогов приемам, направленных на развитие связной речи посредством упражнений по развитию речевого дыхания в ходе театрализованной деятельности. Также этот мастер-класс проводится с целью популяризации развивающих занятий в целом. Полученные знания могут применяться в работе с детьми с ОВЗ.

Ход работы

Организационно-мотивационная часть

• Здравствуйте, уважаемые педагоги!

• Сегодня мы поднимем очень важную тему развития связной речи.

• Хотелось бы услышать вас, коллеги, приходится ли в своей профессиональной деятельности встречаться с детьми с проблемами развития связной речи?

• В чем проявляется сложность работы с детьми в подобном случае?

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности, социальные проблемы. Для педагогов и психологов речь является своеобразным «рентгеновским аппаратом», высвечивающим становление не только детского мышления, сознания, но и адаптированность к социуму.

На практике мы не раз находили подтверждение мысли, что все задачи развития речи детей (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

Две формы связной речи — диалог и монолог — формируются уже в дошкольном возрасте. Но на сегодняшний день образная, богатая описаниями речь у ребенка – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение регулировать громкость голоса, темп речи и правильного распределения речевого выдоха.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы с учащимися в условиях учреждения дополнительного образования. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует обучению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

В своей работе, мы с коллегами часто обсуждаем актуальные проблемы развития речи и заимствуем опыт, интегрируя в собственных занятиях.

Мы отмечаем важность развития правильного речевого дыхания в процессе овладения связной речью. Часто у детей наблюдается неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, и в результате этого ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу шепотом или вдыхает в середине слова (мы с куклой пой — (вдох) – дем гулять). Чтобы сохранить плавность, легкость и длительность речевого выдоха, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.

В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни человека непроизвольно, оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания, постепенно речевое дыхание становится непроизвольным и организованным.

Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечнососудистых систем. Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

В игре, в процессе театрализованной игровой деятельности, ребенок может рассказать, что он чувствует, т. к. говорит не он, а игрушка. Через подобную игру появляется возможность обогатить представления об окружающем мире, развить речь, коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, а задания и упражнения выполняются с позитивным эмоциональным настроем.

Для работы с детьми подходят разные игрушки: куклы, мягкие игрушки, фигуры, выполненные в стиле оригами. Сегодня мы хотим представить упражнения из интегрированного занятия «Веселые лягушки», направленные на развитие связной речи посредством упражнений по развитию речевого дыхания и приемами театрализованной деятельности. Упражнения достаточно просты в исполнении и универсальны, могут быть применены в ходе ваших занятий, если вы замените героев и объекты согласно теме вашего урока.

Правила для речевого выдоха:

• делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;

• выдох должен быть плавным;

• щёки надувать не нужно;

• воздух должен выходить исключительно через рот;

• нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Рекомендации по проведению упражнений:

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

• Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-5 минут.

• Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха.

Практическая часть

1.«Изготовление лягушки»

Героиня нашего занятия – зеленая лягушка. У вас на столах находятся полоски зеленой бумаги и скрепки. Скрепив бумагу скрепкой по образцу, у нас получится лягушка.

2.«Соревнование»

Наши лягушки любят соревноваться, давайте выясним, какая из лягушек быстрее всех. Подуем так, чтобы лягушка ускакала далеко! Дуть можно один раз. Делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох. Дуем!

3. «Комарики»

После соревнования лягушки проголодались и решили подкрепиться. Какое любимое лакомство лягушек? Комарики! Но комаров поймать не так просто, они постоянно улетают. Подуем на комариков, изобразим их полет. По сигналу «Комарики полетели» — дуем.

Комарики прикреплены к тонким нитям. Дуть можно только на одном выдохе. Нельзя добирать воздух при помощи частых вдохов.

4. «Горячий чай»

А после ужина лягушки пьют чай. Но чай горячий, нужно подуть, чтобы он немного остыл.

Выдается картонная заготовка в виде чашки с “паром”, на оборотной стороне напечатаны стихи. Прочтем их перед нашим чаепитием.

«Чай душистый, чай отличный!

Будем листиком брусничным,

Этот чай заваривать,

Пить и разговаривать»

Следим за тем, чтобы щеки не надувались, дуем только один раз, выдох плавный.

5. «Лягушка-болтушка»

«Сидит лягушка у болота, тут к ней подлетает комар»

Давайте подумаем, о чем может быть их разговор.

Диалог будут вести участники, при раздаче роли вручаем ниточку с комариком и лягушку в зависимости от выбранной роли.

6.«Буль-буль»

А теперь лягушки-проказницы решили устроить бурю на своем болоте! Возьмите трубочку и подуйте в стакан воды. Если дуть слабо – получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получится сильная буря!

«В трубку я сегодня дую,

И устраиваю бурю».

7. «Пузыри»

А вы знаете, что лягушки надувают пузыри?

Чтобы производить звуки — квакать, нужно много воздуха и надутые пузыри им в этом помогают. И мы сейчас тоже будем дуть мыльные пузыри.

«Если дунуть посильней,

Будет много пузырей»

8. «Пой со мной!»

Лягушки разбежались по болоту и чтобы друг друга найти, надо спеть песенку «А-А-А-У-У-У!» Наберите побольше воздуха. Песенка должна получиться длинная. Во время игры следим за четким произношением и утрируем артикуляцию звуков. Песенку поем на одном плавном выдохе, не добирая воздух. Можно устроить соревнование: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

Заключительная часть

Рефлексия

Уважаемые педагоги, подведём итоги нашего мастер-класса.

• Какие трудности у вас возникали во время выполнения упражнений?

• Какие вопросы вы хотели бы задать?

• Возможно, вы хотите поделиться своим опытом применения в работе с детьми подобных упражнений?

Давайте это обсудим с использованием игровой деятельности.

Правила игры

Ведущий мастер-класса громко задает вопрос:

• Кто?

Каждый игрок пишет, что придумает вверху своего листочка, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). Далее следует вопрос:

• С кем?

Пишут, заворачивают, передают по кругу.

• Где?

• Когда?

• Что делали?

• Что им сказали?

• Чем все закончилось?

По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него, и по очереди зачитывают.

Для игры заранее готовятся несколько листочков с вопросами в начале строчки. Задача только написать и бесшумно передать друг другу.

• Подготовленных лягушат, чашечки, комарики и мыльные пузыри мы предлагаем Вам взять в свою копилку пособий. Надеемся на положительный опыт применения продемонстрированных упражнений в вашей педагогической практике.

• Спасибо всем за работу, за ваше участие! До свидания!

Литература

1. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2. Максакова, А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А. И. Максакова // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 1. — С. 31-38.

3. Радина, Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / Е. И. Радина. — М. : Просвещение, 2000. -117 с.

Источник: maam.ru