Мастер-класс для педагогов в рамках проекта «В Поисках утраченных традиций»

елена теплоухова
Мастер-класс для педагогов в рамках проекта «В Поисках утраченных традиций»

Мастер – класс для педагогов в рамках проекта

«В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ТРАДИЦИЙ».

(Народные игры и народная игрушка)

Подготовила: Теплоухова Е. А.

воспитатель МАДОУ д/с № 78/2

г. Тюмень

Мастер – класс для педагогов в рамках проекта

«В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ТРАДИЦИЙ».

(Народные игры и народная игрушка)

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом. Внедрение народных игр в работу с детьми.

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи:

— Расширить знания педагогов в области народной культуры;

-Познакомить с видами и способами изготовления тряпичной куклы, как средством приобщения к народной культуре детей дошкольного возраста.

Материалы: куклы для обыгрывания пестушек; шапка для игры, колечко; прямоугольные лоскуты ткани размер 10 на 20см, красные нитки, наполнитель (синтепон или вата,квадратные лоскуты ткани размер 15 на 15.

Оборудование: презентация «Преданья старины далекой», ноутбук, фонограмма с русскими народными мелодиями; мини-музей «Народной куклы», технологические карты пошагового изготовления игрушки зайчика и птички; карты-схемы по изготовлению тряпичных кукол.

Предварительная работа: изучение и обработка специальной литературы по данной теме; подготовка компьютерной презентации; подготовка оборудования, изготовление тряпичных кукол для мини- музея.

ХОД:

1 часть: «Забытые игры?.»

Марья- Искусница :

-Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки желанные!

Много гостей, много новостей!

А чтоб мастер –класс был веселей

Поприветствуем гостей!

Скоморох 1: — Мы весёлые потешники, известные скоморохи и насмешники!

Ском. 2: — За медный пятак покажем всё эдак и так.

Ском. 1: — Довольны будете здорово! Удовольствия три короба!

Ском. 2: — Вот и мы пришли в сей час,чтоб игрой занять всех вас!

Марья –Искусница :

-Уважаемые коллеги! Известно, что игра – самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность, которая является средством познания окружающего мира. Это сложная, но, в то же время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Возрождение народных игр и введение их в праздничную и обыденную жизнь детей является важным этапом в воспитании патриотизма, сохранении национальных традиций и культуры народов России. Педагог обязательно должен знать основы народной педагогики, владеть методами воспитания и средствами народной традиции.

Народных игр великое множество. Я уверена все вы ими пользуетесь в повседневной жизни.

Предлагаем Вам игру 1.«Шапка-невидимка»

-Нужно выбрать водящего. Предлагаю определить его с помощью считалочки, скоморохи нам помогут.

Русская народная считалочка. «Ходит свинка»

Ходит свинка

По бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет

И берет,

И в корзиночки кладет.

Этот выйдет,

Вон пойдет!

Игра: Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка» (треуголка, сложенная из листа бумаги) Водящий – в середине круга.

По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится.

Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед.

Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего.

В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол.

Нарушивший это правило выходит из игры.

Любой участник игры, когда к нему попадет шапка, может надеть ее себе на голову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко.

Секунду покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу.

Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить.

2. Марья –Искусница предлагает присесть.

М. -И. — Давайте поиграем в русскую народную игру,

«Колечко-колечко выйди на крылечко»

Выбирается ведущий все садятся на скамейку, выставляют руки вперед, сложив ладошки «лодочкой».

Ведущий зажимает между ладошками колечко и проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из детей ведущий незаметно кладет колечко. Тот, у кого в руках кольцо, старается ничем себя не выдать. Ведущий произносит:

-«Колечко — колечко, выйди на крылечко!»

Игрок с кольцом в руках должен выскочить, а другие стараются его поймать. Если его поймали, он возвращается на скамейку. А если он выскочил, то становится новым ведущим.

2. Марья –Искусница:

-С раннего детства широко в народном воспитании применялись пестушки, потешки, ласковые прибаутки, к ребеночку относились как к существу неразумному (несозревшему по уму в силу возраста, они выступали в качестве наказов, увещеваний, внушений, предостережений. Небольшая по объему прибаутка или пестушка становилась игрой. («Сорока-сорока», «Ладушки» «Потягунюшки») Послушайте,как обращались к ребеночку крестьяне «ласкота», «сахариночка моя», «ангельская душенька»…

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Кыши, кыши,

Расти, (имя ребенка, выше,

Расти, (имя ребенка, выше,

До хором, до крыши!

В роток — говорок,

А в головку — разумок.

В старшем возрасте это могли быть заклички, считалки, дразнилки

2 часть: «Преданья старины далекой.»

Незаменимым спутником в жизни ребенка была и остается народная кукла, игры с ней помогали усваивать национальные традиции, обряды, правила поведения, духовного общения. У каждой куклы свое название, предназначение. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Показ презентации 1 слайд

2-слайд :

Русская кукла – один из самых загадочных и таинственных символов России. С древности назначение куклы было многообразно: развлекательное, ритуальное, магическое, исцеляющее.

3-слайд

Поэтому русские обереговые и обрядовые куклы – это целое искусство, вобравшее в себя все обычаи и культурные традиции нашего народа.

4-слайд

Главной чертой русских обереговых кукол является чистый лик, то есть у них на лице нет рта, носа и глаз. А все потому, что наши предки верили: не нарисуешь лицо – не вселится нечистая сила, и не сможет принести вреда ни взрослому, ни ребенку.

Игрушки берегли, никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а собирали в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Кукол разрешалось брать в гости, девочкам их клали в приданое, брали на жатву и на посиделки. Была такая примета: если дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками быть в доме беде.

5 слайд

Столбушка

Столбушка – одна из самых первых и главных кукол-оберегов в русской народной традиции. Эта кукла создавалась на основе деревянного столбика, откуда, собственно, и произошло ее название. Издавна считалось, что Столбушка – лучшая помощница в душевной беседе. Если ей рассказать обо всем, что не дает покоя, что наболело, пожаловаться на судьбу, то становится легче, и обязательно находится нужное решение.

Столбушка с детьми-пеленашками бдительно бережет семейный очаг и помогает женщинам в материнстве. В давние времена Столбушек дарили женщинам для того, чтобы в доме и семье у них был мир и лад.

Колокольчик

Обереговая кукла Колокольчик была вестницей добрых вестей. Родиной этой куколки является Валдай, откуда, собственно и произошли валдайские колокольчики. Кукла Колокольчик приносит в дом веселье и радость, она является залогом хорошего настроения хозяев. Если один человек дарил другому Колокольчик, то это означало, что он поддерживает в нем радостное настроение и желает ему получать только добрые вести.

6 слайд

Крупеничка

Обереговая кукла Крупеничка (Зерновушка или Зернушка) следит за тем, чтобы в семье было богато и сытно, она является залогом достатка в доме. На Руси такую куклу изготавливали во время уборки урожая. Крупеничку наполняли самой лучшей крупой, чаще всего это была пшеница, но могли положить и зерна нескольких сортов одновременно для того, чтобы на все виды культур урожай был богатый. Такую куклу наряжали в красивые одежды и ставили в Красный угол. Когда наступала весна, то первые горсти зерна для сева брали именно из Крупенички.

Как правило, Крупеничку изготавливали из мешковины.

7 слайд

Кубышка-травница представляет собой древнюю целительскую обереговую куклу родом Тульской губернии, которая оберегает дом от болезней. Кубышка-травница наполнена лечебными душистыми травами, ее было принято ставить у колыбели младенца. А если в доме кто-то заболевал, то такую куклу ставили возле постели больного, при этом Кубышку нужно было разминать в руках, чтобы дом наполнил травяной дух.

Кубышка-травница не только отгоняет болезни, но и следит за тем, чтобы они не проникали в дом извне. Травница – добрая душа и хорошая утешница, по этой причине ее часто давали детям поиграть. Траву в кукле раз в два года необходимо было менять. Из «лечебных» кукол можно также выделить кукол Лихорадку, Лихоманку и Трясовицу которые прогоняли все хвори прочь.

8 слайд. Пеленашка

В старину обереговая кукла Пеленашка была первой игрушкой новорожденного ребенка. Женщина, которая ждала ребенка, сама делала Пеленашку и укладывала ее в колыбельку. А когда рождался ребеночек, то куклу клали рядом с ним, особенно это было нужно в период до крещения. Считалось, что Пеленашка оберегает малыша от злых духов.

Внешне кукла Пеленашка — изобретение нехитрое, представляющее собой младенца в платочке, завернутого в пеленочку, обвитую свивальником. При этом Пеленашка должна иметь такой размер, чтобы она смогла поместиться в ручонке малыша, ведь она обязательно должна была быть первой его игрушкой, которую он смог бы держать и рассматривать.

9 слайд : Неразлучники

Традиционная обереговая свадебная кукла Неразлучники является символом крепкой и дружной семьи. Ее дарили жениху и невесте в день свадьбы, чтобы она сохранила любовь и верность между ними на долгие годы. После свадьбы неразлучники занимали почетное место в Красном углу избы на протяжении всей жизни своих хозяев.

Кукла Неразлучники представляет собой две фигурки – мужскую и женскую, у которых одна рука общая. Со временем посередине этой руки привязывали колокольчики или кисточки из ниток, которых было столько, сколько детей родилось в семье.

Раньше Неразлучников подвешивали под дужкой упряжи, которая везла молодую пару после венчания в дом жениха. Некоторые специалисты утверждают, что именно здесь берет свое начало современная традиция усаживать куклу на капот свадебной машины.

10 слайд: Десятиручка

Лучшей помошницей в домашних делах была обереговая кукла Десятиручка. Такую куклу дарили молодым девушкам, которые готовились стать хозяйками и шили себе приданое. А делали это для того, чтобы девушка была спорой, со всем успевала управиться и все дела у нее ладились.

Десятиручка имеет десять рук, а если еще эти руки были похожи на крылья, а сама кукла – на птицу, то она напоминала девушке о душе, и о том, что духовное выше материального. Десятиручка является символом душевности и легкости во всех домашних делах, что позволяет женщине не только быстро справиться с домашними хлопотами, но и в полной мере утроить свое семейное счастье.

11 слайд : Кукла «Птица Радость» — кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни замужние женщины — они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды.

Особенно украшали головные уборы в виде птиц. Украшали перьями, меховыми опушками. Женщины сами принимали образы птиц. Было поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным. Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет. Эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь — на радость.

Такая куколка нужна женщине, чтобы в душе у неё всегда была весна и хорошее настроение. И чтобы печали, дурные мысли и чужие недобрые взгляды обходили её стороной.

12 слайд: Обереговую куклу Зайчик на пальчик было принято дарить детям от 3-х лет. В давние времена в этом возрасте ребенка начинали оставлять одного дома. Ему делали такого Зайку для того, чтобы он не боялся, и ему было с кем играть.

3 часть. Мастер Класс по изготовлению кукол.

«Зайчик на пальчик», «Птичка –радость»

М-И:- Мы вас возьмём в обученье, да покажем своё уменье. И вы научитесь.

Актуальность изготовления народных тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук, обеспечивает хорошую тренировку пальцев, развивает точность, скоординированность движений. Как известно все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление. Игра с с традиционной народной куклой без лица,побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение: страх, радость, грусть,удивление, восторг…

Самой любимой игрушкой всегда будет только та, которая сделана своими руками.

Выбор образа зайца для одной из самых первых детских игрушек не был случайным, потому что именно это животное считается самым добрым, ласковым и безобидным из всех лесных жителей, от которого никогда не увидишь злобы или агрессии.

Зайчик. Порядок работы.

• Ткань нужно сложить вдвое по длине, лицевой стороной наружу. Со стороны сгиба одного края заложить угол ткани внутрь для формирования ушек.

• Примерно посередине наклонной линии, собираем ткань в пучок и туго перевязываем концом нити. У нас получились ушки. Другой конец нити нам пригодится в дальнейшем.

• Теперь очередь за головой. Внутрь мордочки кладем немного синтепона, чтобы мордочка была круглой.

• Перевязываем той же нитью под головой, убирая неровные края внутрь.

• Оставшийся свободный край ткани скручиваем в тугую скрутку назад, примерно на третью часть длины лоскута. И эту скрутку прикладываем к шее Зайчика сзади. Это будут лапки.

• Под лапками ткань немного прижимаем, и, оставшимся концом нити привязываем их к туловищу, накручиваем нить крест на крест.

• В конце работы на поясе зайчика завязываем последнюю нитку. Если нить еще осталась ее можно спрятать внутрь ткани.

Оденем зайчика на пальчик и познакомимся с новым другом

Птица-Радость. Порядок работы:

Сложить пополам по диагонали тканевый квадрат.

Отвернуть один угол получившегося треугольника к середине, потом второй угол.

Еще раз сложить боковые уголки к середине.

Получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.

Сформировать клюв птицы, перевязав нитью уголок.

Расправить фигуру и, вложив внутрь кусочек ваты и сформировав голову птицы, перевязать нитью.

Сформировать тело, поместив еще вату и расправив в стороны крылышки, перевязать нитью.

Перевязать спину птицы в виде креста и обмотать каждое крыло. Птица готова.

Источник: maam.ru