Логоритмика. Развиваем речь движением

Оксана Верхошанская
Логоритмика. Развиваем речь движением

Логоритмика. Развиваем речь движением

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда. Необходимо проводить профилактику отклонений в речевом развитии начиная с младшего возраста. Одним из средств коррекции могут служить логоритмические занятия. Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. «Ритмика для детей с расстройством речи». М., 1948) Г. А. Волкова, в своей книге «Логопедическая ритмика» пишет: «Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.» Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. В основе логоритмики лежит принцип использования ритма как стимулирующего фактора в развитии двигательной сферы. Огромное значение имеет и музыка, так как она не просто сопровождает движения, а является руководящим началом. Развивая музыкальное восприятие у детей с нарушением речи, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые помогают детям точнее выполнять двигательные задачи, которые необходимы для выполнения коррекционной работы. Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений. Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус. Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха. Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса. Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша. Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи. Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении. Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду. 1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями. 2. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием. 3. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям. 4. Динамические паузы между занятиями. 5. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса. 6. Физкультурные сюжетные занятия с использованием речевого материала. 7. Подвижные игры с речетативом и движениями. 8. Логоритмические досуги. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Великий русский ученый И. М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. А советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев, в своей работе «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. – СПб. : КАРО, 2005. 2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М. : Просвещение, 1985. 3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М. : Владос, 2002. 4. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера,2006. 5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : Детство-ПРЕСС, 2015. 6. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб. : КОРОНА Принт, 2005. 7. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. М., 2000.

Источник: maam.ru