Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста

Бадритдинова
Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста

Анотация: В статье представлено направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: логопедическая работа, дети младшего школьного возраста

Демократизация и гуманизация общества, реалии его жизни требуют изменения отношения людей к окружающей действительности. Это сложный процесс, поскольку предполагает разрушение устойчивых стереотипов в сфере социальных и профессиональных отношений.

Особенно актуальна эта проблема для педагогической деятельности. Увеличение количества детей с особыми образовательными проблемами нуждается в перестройке обучения и воспитания. Концепция перестройки предусматривает принципиальное изменение взгляда на ребенка, избавляясь существующих стереотипов и установок, на которых преимущественно строятся действия педагога.

С одной стороны, сложившиеся стереотипы помогают учителю делать выводы об индивидуальности ученика в соответствии с его внешнем видом и поведением; быстро ориентироваться в педагогической ситуации и выбирать стратегию поведения в отношении конкретного ученика; классифицировать и разделять учеников на типы по определенным характеристикам. С другой — если поведение педагога преимущественно строится на негативных стереотипных действиях и установки охватывают все сферы педагогической деятельности — это усложняет и резко снижает эффективность его

работы.

Организация и внедрение эффективного обучения детей является одним из основных запросов современности. Проблема создания образовательной среды, которая отвечала бы потребностям и возможностям каждого ребенка, находит решения в многочисленных фундаментальных и прикладных разработках отечественных педагогов, психологов и методистов, среди которых стоит выделить работы таких исследователей как

Э. М. Александровская и др, А. П. Овчарова, М. И. Рожков,

А. Л. Сиротюк, Л. Г. Субботина и др.

Немаловажно, что психолого-педагогическое сопровождение до сих пор не имеет завершенного целостного научного описания, в нем наблюдаются признаки, относящиеся к различным отраслям научного знания: педагогики, социальной педагогики, психологии, социологии. Оно отождествляется с методами и формами воспитания, такой позицией педагогов как «свободное общение», «дружеские отношения взрослого и ребенка», «внутренний настрой». Поэтому цель данного раздела — раскрыть особенности системы психолого-педагогического сопровождения как организационно-методической формы, которая реализуется в двух направлениях: создание условий для соответствующего беспрепятственного обучения ребенка и его непосредственной подготовки к введению в общеобразовательную

среду.

Изучив литературу, ознакомившись с опытом ученых-практиков, предлагаем обратить внимание на то, что особенностью психолого-педагогического сопровождения является необходимость решения задач личностного развития и воспитания младшего школьника в сложных условиях модернизации системы образования.

В. М. Астапов отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение различных групп младших школьников осуществляется по-разному. Стратегическая линия психолого-педагогическое сопровождения связана с психолого-физиологическими особенностями и моральными задачами данного возраста. Обычно психолого-педагогическое сопровождение рассматривают как одно из звеньев воспитательной работы, именно из-за отсутствия мотивации, а также из-за недостаточного понимания важности этого вида работы, в связи с чем активное участие во внедрении психолого-педагогического сопровождения отказывается принимать значительное количество субъектов учебно-воспитательного процесса. Стоит подчеркнуть, что ложным является утверждение многих педагогов, что психолого-педагогическим сопровождением должен заниматься исключительно психолог заведения, ведь большинство своих проблем в обучении младших школьников основываются именно на недоразумениях в общении именно с преподавателем, а потому создавать комфортные условия обучения и воспитания, обеспечивать здоровую психоэмоциональную атмосферу должны психологически осведомленные участники учебно-воспитательного процесса.

Итак, как видим, высокий уровень психологической культуры преподавателей будет способствовать эффективному внедрению психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательный процесс заведения.

Стоит отметить, что Е. Н. Сороколетова под практической реализацией комплексной адаптации ребенка в общеобразовательную среду подразумевает создание инновационных, постоянно действующих организационно-методических форм в виде системы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития детей по всей образовательной вертикали (от раннего вмешательства до получения ими профессии). Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение как пролонгированный процесс, в первую очередь направлено на предупреждение возникновения или устранения уже имеющихся у детей дестабилизирующих факторов, формирование их адаптивных функций, обеспечения оптимального развития и получение ими качественного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Психолого-педагогический аспект сопровождения обнаруживает определенные особенности деятельности участников педагогического процесса: учителей в их взаимодействии с учениками, родителями, учеными, руководителями образования. С одной стороны, стоит учитывать эти психологические особенности для создания благоприятных условий образования и творческой деятельности, а с другой стороны, необходимо рассматривать личностное развитие участников образовательной деятельности как отдельный самоценный результат. Таким образом, должен быть обеспечен психологический комфорт и условия для развития и реализации способностей всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, руководителей, родителей.

В свою очередь, Р. Э Кодермятов и др. отмечают, что на сегодняшний день, в виду трансформационных процессов в образовательной сфере, одним из приоритетов в школьной среде провозглашен компетентностный подход, который преимущественно базируется на организации проектной деятельности и ее составляющих, что видно из содержания ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в процессе развития личности ученика.

Так, учитывая общепринятые «ключевые» компетенций — изучать, искать, думать, сотрудничать, браться за дело, адаптироваться – стоит помнить, что в образовательном процессе также немаловажной является творческая направленность, ориентированная на достижение конкретного результата деятельности. Практически все перечисленные умения так или иначе являются необходимыми составляющими психолого-педагогического процесса, который содержит такие составляющие как мотив, цель,

операции.

Мотив предполагает поиск ответа на вопрос: для чего осуществляется деятельность? Для повышения уровня самообразования, реализации творческого потенциала, расширение познавательных возможностей, упорядочения знаний — все это умение, входящих в ключевой компетенции — «изучать».

Цель психолого-педагогического сопровождения часто предполагает не только овладение определенным знанием, умением или навыком, но и развитие определенных личностных качеств учеников. В частности, это, как правило, развитие умений, касающихся практически всех ключевых компетенций:

• компетенции «искать»: получать информацию из разных источников;

• компетенции «изучать»: уметь извлекать пользу из своего опыта, уметь решать проблемы;

• компетенции «думать»: видеть взаимосвязи между явлениями, событиями и процессами, развивать умение критического отношения к информации, иметь собственную позицию и тому подобное;

• компетенции «сотрудничать»: научиться работать в коллективе, договариваться, принимать решения;

• компетенции «адаптироваться»: научиться использовать новые знания для решения проблем, гибкость, умение находить новые решения.

Операции — способы и приемы, используемые для осуществления учебной деятельности, от постановки цели до достижения конкретного результата, требующие от личности применения всех ключевых

компетенций.

Действительно, реализация компетенции «изучать» в рамках психолого-педагогического сопровождения предусматривает в частности умение решать проблемы, организовывать взаимосвязь своих знаний и свои собственные приемы изучения, в связи с чем, можно заключить, что психолого-педагогическое сопровождение становится все более интегрированным, поскольку требует привлечения информации, методов и технологий из разных областей знаний.

Список использованной литературы:

1. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования:

методическое пособие [Текст] / О. Е. Грибова – М. : АРКТИ, 2017. – 80 с.

2. Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и

письма у младших школьников : учебно — методическое пособие [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. В.

Венедиктова. – СПб. : Изд — во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.

3. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно — методическое пособие

[Текст] / А. Н. Корнев – СПб. ; ИДУМиМ, 1997. – 286 с.

4. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] /

под ред. Л. С. Волковой. – 5 — е изд., перераб. и доп. – М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2004. – 704 с.

5. Логопедия. Теория и практика [Текст] / под ред. Филичивой Т. Б. – М. : Эксмо, 2017.

– 608 с.

6. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л. Г.

Парамонова. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с.

7. Тамбовцева, А. Г. О дифференцированном подходе к детскому словотворчеству и

словообразованию [Текст] / А. Г. Тамбовцева // Проблемы индивидуального подхода к

детям дошкольного возраста. – Пермь, 1978. – 199 с.

8. Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших

школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Туманова // Дефектология. – 2004.

– N5. – С. 34 — 41.

9. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок : Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений [Текст] / С. Н. Цейтлин – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –

240 с.

© З. Т. Бадритдинова, Е. В. Резникова, 2019

Источник: maam.ru