Лексико-грамматическое занятие «Звонко капают капели» в старшей группе с ОВЗ
Людмила Макарова
Лексико-грамматическое занятие «Звонко капают капели» в старшей группе с ОВЗ
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Весна». Обобщать знания о весенних явлениях природы;
2. Закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, антонимов; Учить правильному согласованию числительных и существительных;
3. Учить раскладывать картинки и составлять по ним рассказ о весне, весенних явлениях;
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Во время прогулок обратите внимание на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе. Наблюдение за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче. Чтение художественной литературы.
«Двойная весна» (В. Бианки,
«Пчелки на разведках» (В. Берестов,
«Весна» (И. Соколов-Микитов,
«Четыре желания» (К. Ушинский).
Ход занятия:
1. Предлагаю детям отгадать загадки.
Снег в лесу. Сугробов много.
И слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко падает. (капель)
На реке и треск, и гром,
Это значит — ледолом.
На реке и лед идет,
Это значит -. (ледоход)
Сошли снега, шумит вода,
День прибывает, когда это бывает? (весной)
2. Весна пришла (картинка весны) и принесла для Вас много заданий. Давайте порадуем весну.
3. Упражнение «Подбирай, называй» на подбор определений и глаголов к существительным.
Весна (какая) — ранняя, теплая, долгожданная и т. д.
Солнце (какое) -. День (какой) -.
Снег весной (какой) -. Сосулька (какая) -.
Солнце весной (что делает) — греет, припекает, согревает.
Снег весной (что делает) – чернеет…Ручьи весной (что делают) -.
4. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ручей — ручеек, проталина — проталинка, лужа — лужица, солнце -. , сосулька -.
5. Упражнение «Один — много» на употребление родительного падежа существительных мн. числа. Один ручей — много ручьев, одна лужа — много луж, одна сосулька — много.
6. Упражнение «Скажи наоборот» (продолжаем учиться подбирать антонимы).Снег зимой чистый, а весной -.
Зимой дни холодные, а весной -. Зимой солнце тусклое, весной -. Зимой погода пасмурная, а весной -.
7. Упражнение «Бывает — не бывает». Развитие логического мышления.
Зимой появляются проталины. Весной дети катаются на санках.
Весной дети играют в снежки. Зимой на деревьях распускаются листочки.
8. Упражнения для пальчиков. Развитие мелкой моторики.
Кап, кап, кап — звенит капель. Идет апрель!
(Ритмично на каждый слог стучать по столу подушечками пальцев, начиная с большого пальца.)
9. Пересказ без опоры на вопросы. Педагог читает рассказ. Дети на фланелеграфе выкладывают картинки.
Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.
10. Итог занятия: За каждое выполненное задание на дереве вырастали листочки. Посмотрите, какое весеннее и красивое дерево нам подарила весна.
Источник: