Лексико-грамматическое занятие «Наша дружная семья» в старшей группе с ОВЗ

Людмила Макарова
Лексико-грамматическое занятие «Наша дружная семья» в старшей группе с ОВЗ

Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит.

Задачи:

• Образовательные: продолжать формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе;

• Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление;

• Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к окружающим членам своей семьи.

Оборудование и материалы: коллажи с фотографиями семей детей, альбом «Моя семья», презентация.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, составление альбома «Моя семья», разучивание стихов о семье, беседы с детьми о семье, физкультминутки, дидактические игры.

Ход занятия:

1. Педагог: Ребята, закройте глаза и протяните мне правую руку. (Раздать пальчиковый театр «Семья»).Открывайте глаза. Что у вас в руках?

Ответы детей: фигурки мамы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика.

Педагог: А если все они живут вместе, в одной квартире, что мы сможем сказать про этих людей, как их можно назвать?

Ответы детей: это семья.

2. Сегодня мы с вами будем говорить о семье.

Кажется, я что-то слышу. А вы? (Из-за дверей раздаётся плач ребёнка).

Пойду, посмотрю, кто же это плачет. Ребята, кто к нам пришёл?

Ответы детей: Кукла Маша.

Здравствуй, Машенька? Почему ты плачешь?

Маша: Я ушла из дома от мамы, я ушла от папы, я на них обиделась. Мама мне говорит: «Помой посуду». А я не хочу мыть посуду. Папа просит: «Доченька, убери игрушки». А я не люблю убирать игрушки. Вот я и ушла.

Ответы детей:

Педагог: Маша, мама и папа очень переживают за тебя, волнуются. Они же твоя семья. Ты знаешь, что такое семья? Послушай наших ребят, сейчас они тебе расскажут.

3. Пальчиковая гимнастика «Вот и вся моя семья»

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик мамочка.

Ну а этот пальчик-

Это я. Вот и вся моя семья!

4. Упражнение «Подбери признак»

Согласование существительного с прилагательным.

Бабушка (какая) — старенькая, добрая, заботливая и т. д.

Дедушка (какой) — старенький, мудрый, добрый и

Мама (какая) — молодая, любимая, ласковая и т. д.

Папа (какой) — молодой, спортивный, добрый, внимательный

5. Упражнение «Чей, чья чьё, чьи?»

Шарф (чей) — папин, мамин…

Шапка (чья) — мамина, бабушкина.

Пальто (чьё) — бабушкино, тетино, дедушкино.

Перчатки (чьи) — мамины, дядины, папины.

6. Упражнение «У кого?» Употребление существительного в родительном падеже.

У кого руки сильные? — у папы. У кого ласковые руки? -. У кого глаза добрые? -.

7. Упражнение «Скажи наоборот» на образование антонимов.

Старший -. (младший) Молодой -. (старый)

Большой -. (маленький) Добрый -. (злой)

8. Педагог: Ребята, давайте расскажем Маше, что делают дома мама и папа.

С левой стороны у нас картинка с мамой, а с правой – с папой.

Вам надо взять карточку, сказать, что на ней изображено и рассказать, кому этот предмет нужен, маме или папе.

Кастрюля. Отнесём маме. Мама будет варить суп.

Молоток. Нужен папе. Папа будет забивать гвозди.

Утюг. Нужен маме, чтобы гладить бельё и т. д.

(Продукты, веник, машина, книга, лопата, молоток)

Маша, посмотри сколько много дел у мамы и папы. Ребята, а вы помогаете своим родителям? Давайте покажем Маше, что же вы делаете дома.

9. Физминутка: «Мамины помощники».

Маша: Да, теперь я знаю, что поступила не правильно. А расскажите мне о ваших семьях.

В: Подойдите к своему столу, возьмите фигурки людей. (пальчиковый театр)

По фигуркам расскажите с кем вы живёте. (Ответы 2-3детей)

10. Итог занятия:

Маша: Спасибо вам большое, ребята. Я пойду к своей семье. Извинюсь, буду всегда помогать маме и папе, и не буду уходить из дома. До свидания ребята!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!»

Источник: maam.ru