Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

ансимова
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

Одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие

творческого мышления детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а,

следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает

конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,

способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на

более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из

составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-

конструктора является великолепным средством для интеллектуального и творческого развития

дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди,

способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой

организации системы в целом.

Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям дошкольного возраста полную

свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые

перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая

себя при этом маленькими дизайнерами».

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к

базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все

основные

мыслительные

процессы.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в

дошкольном образовательном процессе. Для дошкольников старшей группы существует

несколько Лего-конструкторов:

— LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе

учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве

деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с

четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего

дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего

дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например,

уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это

положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.

Лего-конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен

для детей с четырех лет, он знакомит дошкольников с элементарными креплениями деталей,

которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.

Лего-конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для

детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и

производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

Для развития мышления дошкольников старшего возраста большую роль играет практическая

значимость Лего-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам.

Кроме того, при обучении с опорой на Лего-конструирование можно решать и другие

образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным стандартом

дошкольного образования. Используя конструкторы серии «Лего», педагог может ставить перед

дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Не замечая того, в игре

они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. Однако главное, на что

направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных

способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к

новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность,

познавательный интерес и целеустремленность.

Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством

развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным

комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать

что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей

применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со

сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить

воображение и творческое мышление дошкольников.

Литература:

1

Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического

мышления у детей 4–7 лет /В. Г. Гоголева. -Спб. : «Детство-пресс», 2010 –56 с.

2

Н. Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» / Н. Ю.

Лавкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — Режим доступа:

http://nsportal.ru-да.

3

Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих

способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. -2008-No17,

18 (233). –С. 78–85.

4

Фешина Е. В. LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В.

Фешина. — М. : Сфера, 2011 — 345 с.

5

Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное

пособие. — М. «ТЦ Сфера», 2008 г.

Источник: maam.ru