Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
ансимова
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
Одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие
творческого мышления детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а,
следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает
конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на
более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из
составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-
конструктора является великолепным средством для интеллектуального и творческого развития
дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди,
способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой
организации системы в целом.
Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям дошкольного возраста полную
свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые
перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая
себя при этом маленькими дизайнерами».
Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к
базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все
основные
мыслительные
процессы.
Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в
дошкольном образовательном процессе. Для дошкольников старшей группы существует
несколько Лего-конструкторов:
— LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе
учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве
деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.
LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с
четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего
дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего
дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например,
уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это
положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.
Лего-конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен
для детей с четырех лет, он знакомит дошкольников с элементарными креплениями деталей,
которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.
Лего-конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для
детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и
производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.
Для развития мышления дошкольников старшего возраста большую роль играет практическая
значимость Лего-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам.
Кроме того, при обучении с опорой на Лего-конструирование можно решать и другие
образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным стандартом
дошкольного образования. Используя конструкторы серии «Лего», педагог может ставить перед
дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Не замечая того, в игре
они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. Однако главное, на что
направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных
способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к
новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность,
познавательный интерес и целеустремленность.
Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством
развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным
комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать
что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей
применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со
сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить
воображение и творческое мышление дошкольников.
Литература:
1
Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического
мышления у детей 4–7 лет /В. Г. Гоголева. -Спб. : «Детство-пресс», 2010 –56 с.
2
Н. Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» / Н. Ю.
Лавкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — Режим доступа:
http://nsportal.ru-да.
3
Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. -2008-No17,
18 (233). –С. 78–85.
4
Фешина Е. В. LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В.
Фешина. — М. : Сфера, 2011 — 345 с.
5
Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное
пособие. — М. «ТЦ Сфера», 2008 г.
Источник: