Кружковая работа

Девятерякова Надежда
Кружковая работа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Турунтаевский детский сад «Росинка»

Программа

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

в старшей группе «Непоседы»

2019-2020 уч. г.

Воспитатель: Девятерякова Н. Ю.

2019г

Содержание

1. Пояснительная записка …. … 3

2. Цель и задачи программы …. 3

3. Методы работы ….….3

4. Содержание программы …. 5

5. Реализация работы по программе …. …6

6. Принципы проведения занятий….6

7. Список детей …. …. 6

8. Содержание работы с родителями …. 7

9. Учебно-тематический план ….…8

Литература …. …. 11

1. Пояснительная записка

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сфере ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

2. Цель программы

Развитие речи и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи программы

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

2. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

3. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.).

4. Развивать и совершенствовать все стороны речи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь.

5. Развить интерес к театру как искусству.

6. Развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки.

7. Воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру.

3. Методы работы

Основными методами работы по данной программе являются:

1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога, рассказ.

2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.

4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание сказок.

4. Содержание программы

Программа предусматривает работу с детьми по 5 видам творческой деятельности.

Виды творческой деятельности Содержание деятельности Цель Средства обучения

Литературная Выразительное пересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство. Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей, их артикуляционный аппарат Сказки, рассказы, стихотворения.

Игровая деятельность Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игра-терапия. Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас, образный строй речи. Атрибуты, необходимые для проведения игры.

Драматизация Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество. Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Формировать умение слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному замыслу

Кукловедение Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов. Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук Пальчиковый и перчаточный теневой, конусный театр.

Театральная азбука Посещение театральных спектаклей, беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов Формировать представления детей о театре, знакомить с его историей, устройством. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях Видиотека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам.

5. Реализация работы по программе

1. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.

2. Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли.

3. Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности

4. Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.

5. Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра.

6. Принципы проведения занятий

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения — на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов и игр.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих

способностей детей.

Элементы занятий:

— сказкотерапия, с элементами импровизации.

— разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.

— игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций.

Часть 3. Завершающая

Цель – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии.

На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика.

7. Список детей

1. Агата А.

2. Аделина С.

3. Егор А.

4. Лиза А.

5. Костя Б.

6. Артем М.

7. Катя У.

8. Данил С.

9. Лиза К.

10. Юра Г.

8. Работа с родителями

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

• анкетирование;

• индивидуальные беседы;

• наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;

• выставки и фотовыставки;

• совместная деятельность;

• день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций

Сроки Тема Форма проведения

Октябрь «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей. Стендовая информация

Ноябрь-декабрь «Знаете ли вы своего ребёнка?»

Анкетирование

Февраль «Мои любимые герои» Выставка рисунков

Март-апрель Показ спектакля «КОЛОБОК» Показ спектакля

Апрель-май «Наши успехи» Стендовая информация

План взаимодействия с родителя

9. Учебно-тематический план

Сентябрь

1. Тема. Знакомство с понятием театр (показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3. Тема. Как вести себя в театре.

Цель: знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

4. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Октябрь

1. Наш любимый театр очень рад встречать ребят

Цель: Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений

Способствовать развитию артистических навыков.

Содержание: Игра «Здравствуйте!», «Назови соседа ласково» Беседа-воспоминание о театрализованной деятельности в средней группе. Разыгрывание знакомых сценок.

Материал: Шапочки, элементы костюмов.

2. Лесная ярмарка

Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет. Побуждать детей к самовыражению в различных образах, фантазированию. Способствовать развитию интонационной выразительности речи.

Содержание: Игра «Ярмарка»-Хоровод» «Урожайная». Мини- сценка «Брусничка».

Материал: Корзины с овощами и фруктами, ягодами, бусами, маски

3. Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?

Развивать фантазию и творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Поощрять проявление своей индивидуальности и неповторимости

Содержание: Игра «Театральная разминка» Творческое задание «Превращения» (мимика и жесты).Драматизация отрывка.

Материал: Волшебная палочка, маски, шапочки, элементы костюмов.

4. Знакомство с плоскостным шагающим театром. Предварительное чтение сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка»

Цель: Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Содержание: Инсценировка сказок «Рукавичка»,

Материалы: Плоскостной театр, атрибуты сказок «Рукавичка»

Ноябрь

1. Мимика и жесты. Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок» игра «Дует ветер»; пальчиковые.

Цель: Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Предварительное чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Материал: атрибуты сказки «Волк и семеро козлят»

2. Знакомство с конусным настольным театром

Цель: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в команде.

Содержание: Предварительное чтение сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»

Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах

Материал: Атрибуты сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»,

3. Знакомство с теневым театром

Цель: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью

Содержание; Предварительное чтение сказки «Гуси-лебеди» Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».

Материал: Атрибуты сказок, ширма (Теневой театр)

4. Демонстрация театра на фланели.

Цель; Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Содержание: Сочиняем сказку сами.

Материал: Фланелеграф, фигурки животных

Декабрь:

1. Культура и техника речи.

Цель: Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас.

Содержание: Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти», «Больной зуб», «Укачиваем куклу», «Игра со свечой», «Самолет», «Мяч эмоций»

Материал: Повязка, кукла, свечка, мяч.

2. Куклы с живой рукой.

Цель: Познакомить детей с куклами с живой рукой, заинтересовать, показать способы управления. Способствовать развитию воображения.

Содержание: Знакомство с куклами. Этюд «Я хитрая лиса». Управление куклами.

Материал: Куклы с живой рукой, ширма.

3. Куклы с живой рукой

Цель. Побуждать детей самостоятельно искать выразительные движения кукол. Учить взаимодействовать с другими детьми. Побуждать детей к импровизации

Содержание: Чистоговорка «Мухи». Расскажи стихи руками. Упражнения-этюды с куклами.

Материал; Куклы с живой рукой.

4. Наш театр

Цель. Познакомить детей с театральными профессиями гримёра и костюмера.

Содержание: Превращение в…Игра «Старичок –Лесовичок» .Игра на имитацию движений. Упр. На развитие артикуляции «Немой диалог».

Материал: Зеркала, шкатулка гримёр.

Январь

1. Знакомство с куклами- говорунчиками

Цель Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД

Содержание: Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»

Куклы, атрибуты ПДД

2. Знакомство с театром масок

Цель Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности

Содержание: чтение сказки «Мужик и Медведь»,

Февраль:

1. Такое разное настроение

Цели. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Содержание: Игровое занятие. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т. д. /

Отгадывание загадок. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение»

Материал: Декорации зимние, зеркало, картинки, изображающие разное настроение.

2. Куклы — марионетки

Цель: Познакомить детей с театром кукол- марионеток. Показать, как устроена кукла, способы управления.

Содержание: Рассказ и показ воспитателя. Управление куклами.

Материал: Ширма, куклы- марионетки.

3. Спектакль по сказке «колобок». (распределение ролей)

Март

Репетиция спектакля

Показ спектакля

Апрель

1. Знакомство со штоковым театром

Цель: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Содержание : Сочиняем сказку сами.

Атрибуты: Штоковый театр

2. Знакомство с куклами «Топотушками»

Цель: расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Атрибуты: Куклы «Топотушки»

3. Знакомство детей со Сказкой про Капризку.

4. Распределение ролей

МАЙ Постановка спектакля

1. Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике.

Содержание: Драматизация музыкальной сказки про Капризку.

Материал: Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты

2. Открытый показ занятия по итогам года.

Анализ работы за год

Презентация опыта работы на педагогическом совете.

Литература.

1. Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. — Ярославль: Академия развития, 2005.

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. — М. : ТЦ «СФЕРА», 2003.

3. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. — СПб, 2002

4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1: «От игры до спектакля:» — СПб., 2002.

5 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

6. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.

7. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

8. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Праздники для современных ма-лышей. Ярославль, 2002.

9 Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

10 Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.

11 Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.

12 Мирясова В. И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.

13 Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

14 Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

15 Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Театр

16 Чистякова М. И. Психогимнастика

17 Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

18 Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. Мозаика-синтез 2007г.

19 Юдина С. Ю. Мои любимые праздники. — СПб. : «Детство-Пресс», 2002.

Источник: maam.ru