Кружковая работа 2-я младшей, средней группы «Волшебная мастерская»

Ольга Леонидовна Казакова
Кружковая работа 2-я младшей, средней группы «Волшебная мастерская»

Пояснительная записка

Программа кружка «Волшебная мастерская», направлена на развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — так говорил В. А. Сухомлинский.

Идея кружка “Волшебная мастерская” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликации, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и ниток. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.

Актуальность

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в рисование, лепке, аппликации… Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством ручного труда. Специфика ручного трудадает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. Данный кружок актуален в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому я приняла решение работать в этом направлении.

Цель:

— Развить мелкую моторику через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка.

— Развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, фантазии, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

• Создать условия для детского творчества.

• Обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, крупой, шерстью, природным, бросовым материалом, и т. д. ;

• Знакомство с аппликацией как с техникой декоративно-прикладного искусства;

• Знакомство с материалами, используемыми в аппликации, (бумага, ткань, кожа, растительные и прочие материалы).

• Развитие сенсорных эталонов формы, величины, цвета.

• Развитие у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса.

• Воспитание аккуратности;

• Формирование умения доводить начатое дело до конца.

• Совершенствование коммуникативных навыков.

• Умение самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)

Подготовка предметно–развивающей среды:

• Бумага разного формата, цвета, качества; цветной картон;

• Краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки;

• Природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки и пр.

• Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.

Формы проведения итогов реализации программы:

• Выставки детских работ в группе,в детском саду;

• Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам).

Формы обучения.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной и индивидуальной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

Метод обучения – групповой, индивидуальной (организация работы в подгруппах).

Способ организации занятий:

• Словесные — (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.,

• Наглядные — (показ иллюстраций, наблюдение,

• Показ – выполнение педагогом, работа по образцу и т. д.,

Способ освоения материала:

• Объяснительно -иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию,

• Репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,

• Частично -поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом,

• Исследовательский (экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей).

Общий план занятия:

Подготовка к занятию.

Введение в тему занятия (загадка, стихи, показ образца, рассматривание образца и анализ.

Практическая часть: показ педагогом процесса изготовления работа; самостоятельное изготовление работы; оформление образа; анализ работы детей.

Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Формы подведения итогов: проведение выставки работ в группе и на выставочной доске в детском саду.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (четверг) по 20 минут, с 16.00 до 16.20 Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Предполагаемые результаты реализации программы.

Решение задач данной программы поможет детям:

• Овладеть основными приемами в технике рисования, лепки, аппликации, ручного труда.

• Разрывать и сминать бумагу;

• Согласовывать свои усилия и действия;

• Передавать образ предмета, явления окружающего мира;

• Освоению навыков работы с клеем, крупой, салфетками в оформлении и создании композиции;

• Самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, глазомер;

• Художественный вкус, творческие способности и фантазию;

• Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки совместной работы.

Литература:

1. Е. Румянцева. «Аппликация «Простые поделки»

2. А. С. Галанов. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

3. А. Алексеевская. «Волшебные ножницы».

4. И. М. Петрова. «Объемная аппликация

5. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн»

6. Евстигнеева Н. В.»Изобразительное искусство и художественный труд»

7. Дорожин Ю. «Искусство – детям»

8. А. В. Белошисттая, О. Г. Жукова «Волшебные лоскутки».

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Календарно- тематическое планирование на 2018-2019гг.

Кружка: «Волшебная мастерская»

Месяц Содержание Задачи Материал

Сентябрь Вводное занятие. Знакомство детей с бумагой, ее свойствами, с клеем, с салфеткой…. Цветная бумага, клей, салфетки.

«Витамины в банке» Знакомство с предметами круглой и овальной формы. Учить наклеивать готовые формы на силуэт. Готовые силуэты: Банки, огурцов, морковки, перцев помидоров, клубники, слив. Образец

«Цыпленок».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткографии», учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Силуэт цыпленка, нитки желтого и оранжевого цвета, клей, салфетки. Образец.

Октябрь «Цыпленок».

Продолжение

Продолжать учить детей нетрадиционной техникой «Ниткографии», Учить выклеивать на силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», развивать творческие способности. Силуэт цыпленка, нитки желтого и оранжевого цвета, клей, салфетки.

«Красивая тарелочка»

Декоративная аппликация

основа- одноразовая пласт. Тарелка. Продолжать знакомить с предметами круглой формы. Учить выкладывать узор: чередуя по цвету и форме маленькие круги. Клей, клеенка, салфетка, бумажная одноразовая тарелка, маленькие круги разного цвета. Образец.

«Лоскутное одеяло». Продолжать создавать лоскутное одеяло из фантиков. Закреплять навыки намазывания клея. Картон, фантики, разноцветная бумага, клей. Образец

«Лоскутное одеяло». Продолжение Продолжать создавать лоскутное одеяло из фантиков. Закреплять навыки намазывания клея. Картон, фантики, разноцветная бумага, клей.

Ноябрь «Мы милашки, куклы- неваляшки» Познакомить детей с новой техникой наклеивания комочков из салфеток. Силуэты матрешек, комочки скатаны из салфеток, клей ПВА, салфетки. Образец.

«Мы милашки, куклы- неваляшки»

Продолжение Продолжать учить детей, наклеивать на силуэт комочки из салфеток.

Развивать творческий интерес. Силуэты матрешек, комочки скатаны из салфеток, клей ПВА, салфетки.

«Нарядный Мухоморчик»

Познакомить с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; продолжать учить детей приклеивать шарики из салфеток на шляпку гриба. Силуэты грибочков, комочки скатаны из салфеток, клей ПВА, салфетки. Образец.

«Крупинка к крупинке— получается картинка». Яблочко.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования клеем и пшеном. Учить посыпать рисунок пшеном аккуратно, не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Клей ПВА, крупа-пшено, силуэт –яблоко. Образец.

Декабрь «Рукавичка».

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов. Силуэт рукавичек, клей ПВА, нитки разных цветов, салфетки.

Образец.

«Рукавичка».

Продолжение

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов. Силуэт рукавичек, клей ПВА, нитки разных цветов, салфетки.

Зимние узоры, снежинка»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности. Клей ПВА, соль, листок синего цвета, нарисована снежинка простым карандашом. Образец.

«Снеговик». Познакомить детей с сыпучим материалом – манка. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать учить детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем. Клей ПВА, крупа-манка, силуэт –снеговика, салфетка. Образец

Январь «Елочка».

Научить новому способу бумагопластики, нанизывание ленты на деревянную шпажку, развивать композиционные умения, фантазию. Деревянные палочки,бумага пластика. Образец.

«Коробка с кубиками»

Знакомство с предметами квадратной формы. Закреплять приемы наклеивания, знания цветов. Цветная бумага, клей, клеенка, кисточки, салфетки. Образец.

«Пирамидка из квадратиков» Закрепление знания детей о предметах квадратной формы. Учить наклеивать пирамидку в убывающем порядке снизу вверх. Цветная бумага, клей, клеенка, кисточки, салфетки. Образец.

Снег- снежок»

Учить детей рисованию «тычками», белой гуашью на синей цветной бумаге. Лист А5 голубого цвета, белая гуашь, ватные палочки.

Февраль «Флажки на нитке»

Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередуя их по цвету и форме. Лист А5 желтого цвета, силуэты флажков прямоугольно и треугольной формы. Клей салфетки, клеёнки, кисточки.

«Галстук для папы».

Продолжать учить детей рисовать красками при помощи ватной палочки; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам. Силуэт галстука, ватные палочки, гуаш, баночка с водой.

«Плед на диван»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.

Пол листа бумаги А4, нитки желтого и зеленого цвета, клей ПВА.

«Плед на диван»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.

Пол листа бумаги А4, нитки оранжевого и зеленого цвета, клей ПВА.

Март «Полосатый кот» Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва цветной бумаги. Силуэт кота, цветная бумага черного, желтого, коричневого цвета, клей, кисточки, клеенки, салфетки.

«Мимоза».

Продолжать учить приклеивать кусочки салфетки скатыванием в комочки, выполнять сюжетную аппликацию. Рисунок мимозы, кусочки салфетки скатыванием в комочки, клей ПВА

«Мимоза».

Закреплять навыки приклеивания салфетокскатыванные в комочки, продолжать выполнять сюжетную аппликацию. Рисунок мимозы, кусочки салфетки скатыванием в комочки, клей ПВА

«Платье для матрешки» Декоративная аппликация. Закреплять у детей умение составлять узор, наклеивать готовые формы. Силуэт платья, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Клей, кисточки, клеенка, салфетка.

Апрель «Пасхальные яйца» Учить декорировать предмет, используя различный материал (семена, бусины, блестки, бумага и др.) Предмет пустое яйцо, семена, блестки и т. д. клей ПВА.

«Солнышко лучистое».

Учить детей принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу, развивать воображение, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику (одноразовая посуда и бумага). Одноразовые тарелочки, краски, бумага желтого цвета, клей, кисточки, баночки с водой.

«Подснежник». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисование солью, учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности. Силуэт подснежника, клей ПВА, соль.

«Подснежник». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисование солью, учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности. Силуэт подснежника, клей ПВА, соль.

Май «Вазочка для цветов».

Учить лепить «колбаски», при помощи их украшать баночки из под кофе (маленькие). Небольшая баночка, пластилин,

«Вазочка для цветов».

Продолжать учить декорировать баночку для цветов пуговицами, бусинками, семечками, рисом….

Небольшая баночка,

Мелкий материал – бусинки, рис, семечки и т. д.

«Зонт». Закреплять навыки наклеивания комочков из салфеток. Силуэт зонтика, клей ПВА, комочки из салфеток разного цвета,

«Зонт». Продолжать учить детей наклеивать комочки из салфеток на силуэт зонтика. Закрепить навыки работы с клеем. Силуэт зонтика, клей ПВА, комочки из салфеток разного цвета,

Источник: maam.ru