Краткосрочный проект в первой младшей группе «Первые стихи». По творчеству А. Л. Барто

Юлия Глухова
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Первые стихи». По творчеству А. Л. Барто

Пояснительная записка

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание являются главными задачами речевого воспитания дошкольника. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Для решения данной проблемы мы выбрали творчество Агнии Львовны Барто, конкретно «Первые стихи». Стиль стихов А. Барто очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста.

Стихи А. Л. Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней. Ее до сих пор помнят и знают все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. Стихотворения Агнии Львовны Барто это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим.

Возраст участников проекта: 2–3 года.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий.

Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы № 5 (дети 2–3 года, родители.

Место проведения: МАДОУ «ЦРР — Детский сад № 8»

Актуальность проекта

Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. Стихи для детей — один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека, о мире начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями. Первое знакомство со стихами А. Барто поможет становлению речи и будет интересно для малышей.

Цель: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.

Задачи:

Развивающие задачи:

Связная речь — Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Словарь — На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов, различать и называть существенные детали и части предметов, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, местоположение (за окном, высоко, далеко, на скамейке и т. д.).

Формирование грамматического строя речи — помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Воспитание звуковой культуры речи — формировать внятное произношение в словах гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Ознакомление с художественной литературой: Прочитать с детьми стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»; помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов;

Воспитательные задачи:

— продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам;

— развивать интерес к художественной литературе;

— закреплять умения коллективно играть;

— помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Образовательные задачи:

— закрепить с детьми употребление предлогов «под», «над», «на», «за»;

— формировать пространственно-образное мышление; закрепить цвет ;

— формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

Ожидаемый результат:

• у детей сформируется интерес к художественной литературе;

• активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание, понимание речи;

• у детей возникнет положительное отношение к ООД и режимным моментам;

• установятся доверительные отношения между ребенком и педагогом;

• у родителей сформируется понимание необходимости приобщения своих детей к художественной литературе.

Формы и методы реализации проекта

1. Словесный (беседа, разучивание стихов, слушание стихов с помощью аудиосредств);

2. Наглядный — показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Совместная деятельность с родителями

• Чтение произведений детям дома;

• Заучивание стишков вместе с детьми;

Работа с педагогами

• Методические рекомендации педагогов для работы по теме проекта;

• Обмен методической литературой.

Этапы реализации проекта:

Вспомогательный

1. Подбор материалов, книг, иллюстраций, методического материала для реализации проекта;

2. Изучение интернет-ресурсов;

3. Выявление уровня заинтересованности детей произведениями А. Барто

4. Формулирование цели и задач проекта;

5. Подбор стихов для использования в режимных моментах, РОД, на прогулках;

6. Разработка цикла конспектов РОД по теме проекта;

7. Разработка перспективного плана работы по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе;

8. Создание уголка книжки по творчеству поэта.

Основной

1. Оформление книжного уголка

2. Беседа «Почему надо беречь игрушки».

3. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, и других средств наглядности

4. Сопровождать чтение игровыми действиями, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении. Раскрашивание любимых игрушек. Дидактические игры («Угадай кто?», «Доскажи словечко»)

5. Рассматривание рисунков в книгах, побуждать называть знакомые предметы, показывать их, приучать задавать вопросы, предлагать воспроизводить действия персонажа.

6. Учить бережно относиться к книгам.

7. Наглядная информация для родителей: изготовление памятки для родителей «Как заучивать стихотворения наизусть»

8. Фотовыставка «Мои любимые игрушки»

Заключительный

1. Срез знаний стихов.

2. Итоговое комплексное занятие.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 день. Знакомство с писателем А. Л. Барто. Оформление книжного уголка по творчеству поэта. Беседа. Дид. материал : Иллюстрации, портрет писателя, книги из цикла «Игрушки».

2 день. Чтение Стихотворение «Лошадка».

Цель: На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать уточнять названия и назначение предметов, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая). Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки; воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, длинные, короткие.

Дид. материал: Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка-качалка.

3 день. Чтение. Стихотворение «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик».

Цель: Познакомиться со стихотворениями А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик». Помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова.

4 день. Рассматривание картины, чтение. Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем Мяч».

Чтение стихотворения «Мячик»

Цель: помочь детям понять содержание картины Таня плачет. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор. Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Помогать употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.

Дид. материал: Картина, текст, игрушка мяч.

5 день. Чтение. Стихотворение «Козленок», «Зайка»

Цель: помочь детям понять содержание стихотворений; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук- з-в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.

Дид. материал: Текст, иллюстрации, игрушка.

6 день. Слушание знакомых произведений.

Помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его вместе с воспитателем.

Слушание, чтение наизусть с помощью взрослого, обыгрывание, подражание. Дид. материал: Иллюстрации, запись стихов, игрушки

7 день. Беседа. «Почему надо беречь игрушки»

8 день. Проблемная ситуация:

Мишку уронили на пол, оторвали лапу, что делать?

Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Чтение детьми наизусть, без наглядного сопровождения

Сюжетно-ролевая игра «Доктор»

Дид. материал: Игрушка, бинт, халат доктора, лекарства.

«Стихотворные минутки». Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем.

9 день. Занятие.

Закрепить технику пользования карандашом: правильно держать пальцами, левой рукой придерживать лист бумаги. Развивать эстетический вкус, мелкую моторику. Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, аккуратность, интерес к изо деятельности. Тема: «Игрушки»

Дид. материал: Цветные карандаши, бумага

10 день. Комплексное занятие.

Развивать эстетический вкус, мелкую моторику. Раскрашивание.

Привлечь родителей к сотрудничеству детского сада и семьи по воспитанию у детей любви к поэзии изучении творчества А. Л. Барто.

Дид. материал: Цветные карточки, поезд, игрушки, чудесный мешочек, бумага, карандаши. Игрушки. Цветные карандаши, бумага.

Памятка «Как заучивать стихотворения с детьми»

Примерный перечень стихов. «К дню рождения А. Барто посвящается»

Фотовыставка.

Оценка результатов и отчетность.

Итоги реализации проекта будут подведены на открытом ООД по развитию речи — «Игрушки», на котором будет выявлено:

— как улучшилась связная речь детей, обогатился активный и пассивный словарь детей;

— освоение детьми невербальных средств общения;

— способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

— уверенность в себе, преодоление робости;

— бережное отношение к игрушкам и книгам.

Список использованной литературы

1) Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2) «Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О. С.

3) «Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В. В.

4) «Развитие речи во второй младшей группе» Гербова В. В.

5) «Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет» Гербова В. В.

6) «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич.

7) Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»;

8)Интернет-ресурсы.

Источник: maam.ru