Коррекционные часы

Светлана Дедковская
Коррекционные часы

Коррекционный час лексическая тема № 4 «Фрукты. Труд людей в саду» Понедельник

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно — пространственного восприятия.

3. Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

4. Работа по разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Упражнения на координацию движений и речи.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Оборудование: демонстрационный материал по теме, предметные картинки, цветные карандаши, муляжи фруктов, плакат «Что растет в моем саду?», игра «Один — много», карточки с изображениями фруктов.

1. Психолог. Игра «Да нет».

Материал: картинки фруктов. Ведущий загадывает один объект. Дети задают вопросы, сужающие поле поиска. Ведущий отвечает только «да» или «нет».

2. «Собираем урожай» — лепка фруктов.

«Сушка фруктов» — нанизывание на проволоку кружочков из толстого картона с дырочкой посередине.

3. «Один — много».

4. «Садовник» (речь с движением, «Слоги слово загадали».

5. Пальчиковая гимнастика «Компот».

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. Опять «варят» и «помешивают».

6. Игра «Ежик и барабан

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум! Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум! Маршируют, спрятав руки за спину.

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум! Подносят корту воображаемое яблоко то одной, то другой рукой. Разводят руками.

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум! Прыгают на двух ногах, руки на поясе.

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум! Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Среда

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно — пространственного восприятия.

3. Обучение различению фруктов и овощей по месту произрастания. Уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

4. Работа по разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Упражнения на координацию движений и речи.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Оборудование: демонстрационный материал по теме, предметные картинки с овощами и фруктами, цветные карандаши.

1. Психолог Игра «Топай — хлопай» — если назван фрукт — «топай», если овощ «хлопай».

2. «Волшебшый песок» — рисование овощей на песке пальцем.

«Картинки из цветной мозаики» — выкладывание из цветной мозаики овощей.

3. «Скажи какой? Назовет свою картинку, обязательно вспомнив, какой ваш овощ или фрукт по вкусу, запаху, цвету или форме.

Игра «Поможем кукле Кате».

Игра «Отгадай фрукт по описанию» Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.) Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)

4. «Карлики великаны», «Убери лишнее».

5. Пальчиковая гимнастика

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

6. Физкультминутка

Мы вчера в саду гуляли Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мы смородину сажали Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст

Яблони белили мы

Известью, белилами Движение правой рукою вверх-вниз

Починили мы забор, Имитируют удары молотком

Завели мы разговор:

— ты скажи, садовник наш,

что нам ты в награду дашь? Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок

— Дам в награду

Слив лиловых, Груш медовых,

Самых крупных, спелых яблок

Вишен, целый килограмм.

Вот что вам в награду дам! На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Четверг

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно — пространственного восприятия.

3. Закрепление представлений о фруктах и их характерных признаках. Уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

4. Работа по разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Упражнения на координацию движений и речи.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Оборудование: демонстрационный материал по теме, предметные картинки с овощами и фруктами, карточки с контурными изображениями фруктов, мяч среднего размера, сюжетные и предметные картинки по теме, цветные карандаши.

1. Психолог Игра «Топай — хлопай» — если назван фрукт — «топай», если овощ «хлопай».

2. Обвести по точкам фрукты и раскрасить.

Натюрморт «Дары осени» — обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.

«Узнай, что это?» — Определение фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам.

3. Игра с мячом «Назови ласково».

4. «Подбери признаки, действия к предмету», «Скажи одним словом про фрукты» (игра с мячом)

5. Компот.

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

Левую ладошку держат «ковшиком».

Указательным пальцем правой руки «мешают» в «ковшике».

Загибают по одному пальцу на левой руке.

Размешивают пальцем в «ковшике».

Соединим ладони, протягивают руки вперёд.

6. Подвижная игра «В саду»:

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем. Дети водят хоровод.

С ветки яблоки сорвем Тянутся вверх на носочках.

И в корзинку отнесем. Наклоняются.

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем. Хоровод.

С ветки груши мы сорвем Тянутся вверх на носочках.

И в корзинку отнесем. Наклоняются.

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем. Хоровод.

С ветки сливы мы сорвем, Тянутся вверх на носочках.

И в корзинку отнесем. Наклоняются.

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем,

в сад пойдем.

Урожай там соберем, соберем, соберем.

Урожай там соберем, соберем, соберем

И домой все отнесем, отнесем, отнесем.

Хоровод

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Пятница

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно — пространственного восприятия.

3. Закрепление навыка различения фруктов и овощей по месту произрастания и внешним признакам. Уточнение и активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование имен существительных с именами прилагательными в роде и числе).

4. Работа по разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Упражнения на координацию движений и речи.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Оборудование: демонстрационный материал по теме, предметные картинки с овощами и фруктами, Карточки с контурными изображениями овощей и фруктов, мешочек с муляжами фруктов (названия которых введены в активный словарь детей, предметные картинки с изображениями: зеленой груши, круглых синих слив, красного яблока, апельсина; цветные карандаши.

1. Психолог Игра «Да нет».

Материал: картинки фруктов. Ведущий загадывает один объект. Дети задают вопросы, сужающие поле поиска. Ведущий отвечает только «да» или «нет».

2. Игра «Чудесный мешочек».

3. Игра «Чего не стало?»

«Назови ласково»: (яблоко — яблочко; апельсин — апельсинчик и т. д.)

4. «Выложи фруктовое дерево из палочек», «Угадай по описанию».

5. «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.

(Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один.

(Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька — для стрижа. (Загибают указательный палец.)

Эта долька — для утят. (Загибают средний палец.)

Эта долька — для котят. (Загибают безымянный палец.)

Эта долька — для бобра. (Загибают мизинец.)

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — Беда! (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Разбегайтесь — Кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)

6. «САДОВНИК»

Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали.

(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.)

Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор: —

Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

-Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Коррекционный час лексическая тема № 5 «Деревья»

Понедельник

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно — пространственного восприятия.

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными). Обогащение речи словами – антонимами.

4. Работа по разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Упражнения на координацию движений и речи.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Оборудование: демонстрационный материал и предметные картинки по теме, мячики Су-джок, раскраска по теме «Деревья».

1. Психолог «Назови части» (дерева, куста).

2. Дорисуй вторую половинку картинки и раскрась — работа с раскраской по теме.

3. «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели. У дуба ствол толстый, а у березы.

У клена листья большие, а у березы. У березы ствол светлый, а у клена.

«Четвертый лишний»: Зачеркни лишний предмет. Объясни, почему он

лишний.

4. «С какой ветки детки?», «Вырежи и наклей».

5. Пальчиковая игра «Пальчики — мальчики»

Описание: Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, разгибать пальцы по одному

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

6. «СТАРЫЙ КЛЕН» (динамическое упражнение)

На поляне перезвон

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Охватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.

Дети встают парами, изображают работу пилой.

Поднимают руки вверх,

медленно наклоняются.

Ложатся на левый бок,

потягиваются.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Среда

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно — пространственного восприятия.

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах).

4. Работа по разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Упражнения на координацию движений и речи.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Оборудование: демонстрационный материал и предметные картинки по теме, мячики Су-джок, кинетический песок, мяч.

1. Психолог Отгадывание загадок о деревьях.

2. Рисование на песке деревьев.

3. «Один – много»

Дерево – деревья – много деревьев.

Лист – листья – много листьев.

Ствол – стволы – много стволов.

«С какого дерева плод?»

«Назови ласково» Игра с мячом.

4. «Опиши по памяти», «Сложи дерево».

5. Пальчиковая игра «Мячик»

Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

6. «ВЕТЕР И ЛИСТЬЯ» (подвижная игра)

Ветер по лесу летал,

ветер листики считал

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

тихо дремлет на тропинке Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Опускают руки, приседают.

Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Четверг

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно — пространственного восприятия.

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

4. Работа по разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Упражнения на координацию движений и речи.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Оборудование: демонстрационный материал и предметные картинки по теме, мячики Су-джок, пазлы.

1. Психолог Нарисуй нужную фигуру.

2. Работа с пазлами.

3. «Сосчитаем до 5»: «Один клён, два клёна … пять клёнов. Одна берёза, две … пять…»

«С какого дерева лист, веточка?». Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)

4. «Что изменилось?». Рисование по трафарету листья деревьев.

5. «Веселая игра»

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,

Заниматься мы начнём (Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

6. «ДЕРЕВЬЯ» (физминутка)

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят. Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Пятница

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно — пространственного восприятия.

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже).

4. Работа по разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Упражнения на координацию движений и речи.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Оборудование: демонстрационный материал и предметные картинки по теме, счетные палочки, мячики Су-Джок.

1. Психолог Продолжи ряд деревьев.

2. Выкладывание деревьев из счётных палочек.

«Четвертый лишний»

3. «Один – много» (гнездо — гнезда, дерево — деревья).

«Скажи какой, какая» (весна — весенний, солнце — солнечный).

«Скажи чей» Березовый лист – это чей лист?. (Это лист березы).

Дубовый лист это чей листок?. (Это лист дуба).

4. «Что перепулал художник», «Веселый счет».

5. «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су- Джок между ладоней).

6. «ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ» (подвижная игра)

Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга лицом к центру круга.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело. Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела. Качают руками над головой вправо-влево.

Постукивают ладонями по бедрам.

Бегут по кругу друг за другом, руки слегка отведены назад вниз.

Идут друг за другом притопывающим шагом, руки на поясе.

Останавливаются, слегка наклоняются вперед, руки вниз.

Выпрямляются, обхватывают себя руками за плечи.

Поднимают руки вверх.

Приседают, руки кладут на колени.

Обхватывают колени руками, наклоняют голову к коленям.

Медленно поднимаются, руки вниз.

Соединяют пальцы рук над головой («домик»)

Хлопают в ладоши.

7. Работа по индивидуальным заданиям логопеда.

Источник: maam.ru