Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»
Людмила Моисеева
Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»
Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт.
Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструктор воспринимается детьми прежде всего как игрушка. Игровая деятельность является ведущей деятельность, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Используя различные конструкторы, педагог и родитель может с успехом использовать игры с ребенком для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития его речи.
Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приёмов для придания устойчивости сооружаемой постройки.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер, и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.
В истории педагогики конструктивно-строительные игры описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, «Вальдорфская педагогика», система К. К Шлегера).
Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова).
Конструктивно-строительные игры относятся к ведущему классу игр детей дошкольного возраста – самодеятельным, творческим играм (С. Л. Новоселова, В. В. Зворыгина, Л. А. Парамонова).
Особенности конструктивно-строительных игр:
— проявление детьми активности, которая носит инициативный, творческий характер;
— замещение одних предметов другими;
— косвенное участие взрослых в их подготовке и проведении;
— в основе конструктивные умения и способности детей;
— содержанием этих игр являются впечатления детей об окружающем предметном мире;
— это деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного результата, продукта, соответствующего его функциональному назначению;
— деятельность, максимально приближенная к созидательной продуктивной человеческой деятельности;
— важное значение имеет деятельность рук, связанная с активной работой сознания;
— тесная связь с другими видами игр.
Значение конструктивно-строительных игр:
— развитие мышления, пространственного воображения, креативности;
— развитие конструктивных способностей дошкольников;
— воспитание положительных взаимоотношений, организаторских способностей, воспитания морально-волевых качеств детей;
— воспитание у детей активности, находчивости.
Виды конструирования:
— конструирование по образцу;
— конструирование по собственному замыслу;
— конструирование по модели;
— конструирование по условиям.
Характеристика конструктивно-строительных материалов.
Различаются следующие виды строительного материала:
— специально созданный (напольный, настольный строительный материал, конструкторы);
— природный (песок, снег, глина, камни);
— бросовый (доски, ящики, коробки и др.).
Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
В процессе руководства этим видом игр должна решиться, прежде всего, задача обогащения представлений детей наблюдением построек в жизненных условиях, ознакомление со строительством в реальной жизни.
Важно также ознакомление детей с основными формами конструктивно-строительных деталей (кубиками, брусками, кирпичиками, пластинами, призмами, цилиндром).
Следует показать ребятам способы соединения деталей, замены одной формы детали с помощью других.
Условия для конструктивно-строительных игр:
— наличие места для развития конструктивно-строительных игр;
— наличие строительных наборов, конструкторов, дополнительных и иллюстрированных материалов;
— хранение материалов в специальных нишах, ящиках или в шкафах с отделениями по каждой группе деталей, в ящиках на роликах;
— наличие в уголках мелких игрушек из ткани, резины, металла, полиэтилена, дерева;
-наличие альбомов с фотографиями интересных в архитектурном плане объектов родного поселка, города, столицы, замков, мостов. Здесь же могут быть зарисовки образцов сооружений, построенных воспитателем и детьми;
— возможность сохранения построек в течение нескольких дней с целью дальнейшего их усовершенствования.
Вывод: Строительно-конструктивные игры дошкольников – один из видов творческой деятельности детей. Все виды конструктивно-строительных игр способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ценным приемом является коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать свое мнение, отстаивать точку зрения. В процессе конструирования дети вынуждены взаимодействовать друг с другом и с взрослыми. Накопленные впечатления, создание речевых ситуаций, беседы, ролевые и сюжетные игры, труд помогут ему выбрать материал для конструирования, и вызовет потребность в высказывании. Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. При этом повышается уровень развития речи детей. Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития речи дошкольника.
И помните: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта», сказал Ж. Пиаже.
Источник: