Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента»

Татьяна Хомягина
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента»

Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают затруднения при развёрнутых ответах, пересказах текстов, составлении рассказов. Это связано с недостаточным развитием связной речи у детей дошкольного возраста.

Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста — научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Основные задачи, которые определены этой целью:

• формирование словаря,

• формирование грамматического строя речи,

• воспитание звуковой культуры речи,

• развитие связной речи,

• ознакомление детей с художественной литературой.

Осуществлять решение этих важных задач, в данной консультации, предлагаем через знакомство дошкольников с историей, культурой, географическими особенностями Республики Хакасия, с традициями и бытом Хакасов.

Хакасия в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом. Ведь судьба хакасов больше двух тысяч лет была связана с территорией Хакасии и Минусинского района, окружённой горами Саян, Кузнецкого Алатау и Алтая. Этот район, известный своим мягким климатом, с древних времён был заселён человеком.

По территории Хакасии протекает много рек, крупнейшая среди которых — Енисей с множеством притоков. Один из них — река Абакан. Много в нашем крае и озёр.

Известен наш край и богатством культуры различных племён, живших на этой земле. Об этом мы можем судить по каменным изваяниям, писаницам, а также по многочисленным легендам, поговоркам, сказам и рассказам.

Богатство духовного мира хакасов, представлено бесценными сокровищами памятников фольклора, дошедших до нас из глубины веков.

В устном народном творчестве нашего края ярко отражены быт, труд, обычаи наших земляков, народная мудрость и история Хакасии.

Неотъемлемой частью устно-поэтического творчества, являются пословицы, загадки, поговорки, потешки и чистоговорки. Заучивая с детьми этот устный фольклор, педагог способствует развитию и воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Кроме того параллельно ведётся работа над интонацией и дикцией речи детей.

При ознакомлении дошкольников с пословицами, сказками, загадками, песнями и играми Хакасов, педагог значительно обогащает и формирует словарь детей, с помощью новых и незнакомых для них слов. Эти слова называют предметы быта, орудия труда, их одежду.

Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста основана на интересе и любознательности, а сказка всегда представляет интерес для детей. Учитывая эту особенность, рекомендуем воспитателям использовать этот ценный вид устно-поэтического творчества в своей работе с детьми. Хакасские сказки раскрывают большие возможности для развития связной речи у детей. Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных — КИП – ЧОХИ. Есть и волшебные, сатирические, бытовые, исторические сказки, а есть большие богатырские сказания, в которых воспеваются подвиги могучих охотников в борьбе и битвах с враждебными ханами, при участии небесных сил и подземных чудовищ. Хакасы их называли АЛЫПТЫF — НЫМАХ, что означало «сказки с богатырями». Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента ЧАТХАНА или ХОМЫСА и журчащего, как ручей, горлового пения — ХАЯ. Поэтому, пересказывая хакасские народные сказки, дошкольники учатся грамотно и правильно строить предложения, а также связный текст. При обсуждении и анализе сказки у детей появляется возможность развивать свою связную диалогическую речь, учиться чётко, лаконично и грамотно выражать свои мысли.

Не сказочная проза, известная у хакасов под названием «кип-чоох», объединила в себе мифы, легенды и предания. Среди кип-чоохов выделяют легенды, объясняющие причину возникновения названий гор, рек и местностей Хакасии.

Игровому фольклору народов Хакасии свойственны ярко — выраженная трудовая направленность, в них показаны обычаи и традиции. Игры отличаются бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.

Игра — это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и знакомится с историей своего народа, развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие, а также в результате двигательной деятельности совершенствует физические качества: быстроту реакции, ловкость, меткость, скорость и координацию движений.

Осуществлять речевое развитие у детей дошкольного возраста, с учётом национально — регионального компонента, предлагаем через разработанную систему методов и приёмов, которая включает беседы с детьми на темы: «История возникновения Хакасии», «Традиции и быт хакасов», «Богатая природа нашего края», «Промышленность Хакасии». А так же использовать дидактические игры и упражнения, которые помогут детям самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь: «Что мы знаем о нашей малой Родине?», «Как называют наш край?», «Что означает символ?», «Что выращивают в нашей республике?», «Назови животных наших лесов».

Рекомендуем также, включить в работу рассматривание иллюстраций, слайдов с использованием ИКТ по темам: «Орудия труда народов Хакасии», «Символика Республики Хакасия», «Красивый город — Абакан», «Флора и фауна нашего края», «Сельскохозяйственный труд в родном крае». Читать дошкольникам литературу о Хакасии, о природе родного края. Заучивать с детьми стихотворения местных поэтов.

Источник: maam.ru