Консультация для родителей «Самостоятельная музыкальная деятельность детей в семье»

Ирина Репина
Консультация для родителей «Самостоятельная музыкальная деятельность детей в семье»

МБДОУ «Детство»

структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»

Самостоятельная музыкальная деятельность детей в семье

Консультация для родителей

Музыкальный руководитель: Репина И. В.

2020г.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье.

Основной совет, который можно дать родителям, — больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка это постепенно станет потребностью.

В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку музыки для детей.

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

При подготовке необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или веселые сценки из семейной жизни.

Старших дошкольников можно привлечь к подготовке праздника — посильной уборке и украшению комнаты, к изготовлению поздравительных открыток, сувениров и др.

ДОМАШНИЙ ТЕАТР.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребенком из папье-маше, дерева, картона, ткани и т. п. Для музыкального сопровождения можно использовать аудиозаписи, детские музыкальные инструменты или инструменты-самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ.

Совместное пение или пение взрослыми для ребенка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации («У медведя во бору», «Каравай», «Репка»); слушание музыкальных композиций, сказок. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.

Появившийся недавно термин «музыкотерапия» может выступать как дополнительный стимул развития детей.

В его основу заложено несколько принципиальных определений: прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление — способность анализировать образ, а затем синтезировать его.

Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и других дисциплин; чем раньше ребёнок приобщится к музыке, чем больше у него шансов полюбить и освоить её по-настоящему;

музыкальные игры сочетают разговор и пение с ритмическими движениями. Зоны мозга, отвечающие за эти действия, контролируют также двигательные импульсы, благодаря чему ребёнок все больше учится управлять своим телом.

Музыкальные игры помогают ребёнку одновременно использовать в работе многие навыки, что развивает многосторонние нервные связи.

Ребёнок, с раннего возраста слушающий «живую» музыку и играющий с музыкальными инструментами, в дальнейшем с большей вероятностью реализует свой врождённый музыкальный потенциал, когда станет старше.

Когда ребёнок слушает классическую музыку, при этом укрепляются мозговые связи, отвечающие за его математические способности.

Соприкосновение с музыкой чрезвычайно важно для речевого и эмоционального развития, а также для укрепления двигательных навыков.

Ритмичные песни, которые вы поёте своему малышу, способствуют развитию его мозга.

Поэтому музыка в силу своей внутренней природы должна быть составной частью любого воспитания.

СОЗДАНИЕ ДОМАШНЕГО ОРКЕСТРА.

Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофон и др. Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки.

Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребенком из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных к ниткам; пластиковых футляров, жестяных банок и т. п. Емкости наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Необходимо представлять больше возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами.

С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата и т. д. ; ритм слов, например:

«ма-ма, ма-моч-ка; пал-ка, па-лоч-ка»; ритм знакомых попевок:

«Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле-ко!» и т. д. ;

сопровождать собственное исполнение песенки, например, под караоке.

Самодельные инструменты, соединенные в ансамбле с фабричными инструментами, а также с фортепиано, баяном, аккордеоном необычно звучат – красиво и весело.

Дома вместе с детьми можно сделать следующие музыкальные инструменты:

— Треугольник – металлический прут толщиной в один сантиметр согнуть в треугольник и подвесить за отогнутые ушки на красивой ленточке или тесемке. При ударе металлической палочкой, деревянной, толстой пластмассовой или трубчатой из металла он издает громкий звенящий звук.

— Гребенка — на расческу (она может быть большой или маленькой) положить небольшой кусочек папиросной бумаги вдоль всей гребенки. Плотно прижимая ее к губам, выдувая воздух, нужно напевать мелодию без слов. Бумага будет вибрировать, придавая голосу оттенок, напоминающий звуки скрипки или губной гармошки.

— Ксилофон – берутся палочки различной длины и толщины, например, из старой сухой паркетной древесины или дерева любой другой породы, но обязательно сухого. Для получения желаемой высоты звука пластинку нужно подпилить: чем меньше масса пластинник, тем выше будет звук. Затем расположить пластинник в ряд по высоте тона или подвесить на раме. Их звук будет вполне удовлетворительным. Играть на инструменте можно деревянным молоточком или толстой барабанной палочкой. Чтобы ксилофон лучше звучал, палочки следует расположить на двух узких резиновых шнурах или лоскутах.

— Металлофон — строится таким же образом, как и ксилофон, но вместо палочек используют металлические пластинки или трубочки. Ударяют по ним металлическим молоточком или металлической палочкой.

— Гвоздефон – изготовить можно из гвоздей различного размера, которые кладутся на резиновые шнуры слева направо в порядке убывания длины. Играют, ударяя металлической палочкой.

— Петрафон – это своеобразный ксилофон из камушков различной величины. Ударять по ним нужно металлической палочкой – получается довольно громкий и чистый звук.

— Стеклофон – инструмент из стеклянных бутылок и банок различного размера (можно и одинаковых, наполненных водой. В бутылку наливается вода до тех пор, пока тон, издаваемый бутылкой или банкой, не будет точным по отношению к общему звучанию инструмента. Бутылки и баночки можно подвесить на специально сделанную рамку-стойку. Ударять деревянной палочкой. Звук получается звонкий и приятный.

— Барабан – для его изготовления подойдет металлическая посуда (кастрюля, самовар без крышки и др., глиняная (горшок, кувшин, деревянная. На посуду сверху натягивают кожу или полиэтиленовую пленку, пергаментную бумагу. Деревянную палочку с одного (ударяющего) конца оборачивают мягкой (меховой) тканью. Звук у всех барабанов – разный и зависит от материала, из которого сделано основание.

— Маракасы — в металлическую баночку с пластмассой крышкой насыпают немного сухого гороха или очень мелких камешков. Закрывают крышкой, обматывают ее скотчем и раскрашивают. Можно использовать несколько баночек с различными наполнителями (крупа, пшено, рис и др.).

Такие мероприятия могут стать не только незабываемым праздником ребенка и его родителей, но и активизировать обмен опытом воспитания и общения с дошкольниками по развитию музыкальных способностей.

Таких мероприятий можно придумать множество, главное, чтобы преследовалась основная цель — развитие музыкальных способностей дошкольников, утверждение его как личности.

Источник: maam.ru