Консультация для родителей Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста

татьяна солдатова
Консультация для родителей Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста

Консультация

учитель-логопед

Солдатова Т. Н.

Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь — один из самых сложных видов деятельности человека. Он комбинирует в себе такие процессы как: слушание, говорение, жестикуляция, мимика, контроль речи (в том числе и зрительный контроль речи собеседника). Овладение речью требует от ребёнка больших усилий. Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития.

Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

Существует множество причин, которые могут помешать ходу речевого развития ребёнка. Вот основные:

1. Негативные факторы в период беременности и родов (токсикоз, инфекции, асфиксия при родах, стремительные или наоборот затяжные роды и многое другое);

2. Частые болезни ребёнка, ослабленность организма;

3. Травмы головы, шеи;

4. Педагогическая запущенность — ребёнок не получает достаточного внимания, нехватка общения со взрослыми, объяснений и пояснений приводит к тому, что ребёнок может ничего не знать об окружающем мире, что является фактором нарушения речи;

5. Снижение слуха или зрения;

6. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (редкие зубы, расщелины губы и нёба («заячья губа», «волчья пасть», короткая подъязычная связка, неправильный прикус и т. п.);

7. Неврологические особенности (слабость мышц языка и губ, их напряжённость; признаки задержки психического развития, аутизма или умственной отсталости);

8. Двуязычие в семье;

9. Наследственная отягощенность или наличие дефекта речи у одного из родителей.

Детям с нарушениями речи могут указать следующие заключения:

Фонетическое нарушение речи

При данном нарушении ребёнок произносит звуки неправильно, но различает их на слух и может указать количество звуков в слове, позицию определённого звука, его наличие или отсутствие. Данное нарушение может случиться в силу подражания неправильной речи, наличия двуязычия, особенностей строения речевого аппарата.

Общее недоразвитие речи

Нарушены все компоненты речи: ребёнок не может составить фразу; он не различает грамматические формы (единственное и множественное число, падежи, рода); словарный запас беден или снижен; ребёнок не может правильно согласовать слова в фразах (моя слон, три яблоко, синий птица); звукопроизношение и слуховое восприятие звуков нарушены.

Фонетико-фонематическое нарушение речи

Ребёнок не только неправильно произносит звуки, но и не может отличить на слух звуки близкие по звучанию (с-ш, з-ж, л-в, ль-й и т. п.) или артикуляции (ш-ж, ш-щ, с-ц и т. п.). При этом слух в целом у ребёнка в норме.

Заикание

Нарушение темпо-ритмической организации речи, выражающееся в запинках, прерывистости речи.

Дети с тяжёлой формой заикания и общим недоразвитием речи должны заниматься в специализированных детских садах или логопедических группах.

Будьте внимательны!

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

• К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

• К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают,

не гулит.

• К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

• К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

• К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

• К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

• К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

• К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

• К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

• К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

• К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

• К З годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

• В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Педагоги в дошкольном образовательном учреждении обращают внимание на речь детей и дают рекомендации родителям.

Либо направляют родителей к учителю-логопеду ДОУ, а он в свою очередь направит родителей и ребёнка к нужным специалистам.

Так же педагоги выполняют рекомендации учителя-логопеда по закреплению звуков в речи детей и следят за их произношением.

Источник: maam.ru