Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)»
Ирина Носкова
Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)»
Игровой набор для раннего развития по технологии Фридриха Фрёбеля
Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимости гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, раскрытии природного потенциала каждого ребёнка и разработал для этого систему пособий, которые впоследствии стали называться «дарами Фрёбеля».
ПЕРВЫЙ ДАР ФРЁБЕЛЯ
Шесть цветных шерстяных мячиков диаметром около 4 см на верёвочке.
Фридрих Фрёбель признал, что мяч это первая и любимая игрушка младенцев. Он легкий и простой для захвата и удержания.
Обучение по методике Фрёбеля происходит от впечатлений, сформированных во время игры. Ребёнок формирует свои первые впечатления о физическом мире — удерживая, катая, размахивая, бросая и наблюдая за мячом.
Мячики помогают ребёнку начать различать форму, цвет и движение — физические свойства материи. Эта ранняя физическая активность улучшает координацию глазных мышц и общего моторного контроля.
ФОРМА
Мяч круглый, без острых углов. Нет плоскостей или линий. Его легко удержать. Мяч имеет вес и размер. Мягкая пряжа является гибкой и может быть слегка сжата. Он мягкий. Сжимая и разжимая шерстяной мячик ребёнок узнает понятия «здесь» или «не здесь».
В мире есть много круглых предметов, которые представляет эта форма — фрукты (красный шар — яблоко, оранжевый шар — апельсин, спорт (баскетбол, футбол). Ребёнок естественным образом сравнивает мяч.
ЦВЕТ
Мячики из первого дара Фрёбеля имеют шесть цветов, которые делятся на основные цвета (красный / жёлтый / синий) и вторичные цвета (оранжевый / зелёный / фиолетовый). Поскольку каждый мяч одинаковый, за исключением цвета, ребёнок начинает различать мячи по их уникальному качеству — цвету. Это прекрасный способ представить цвета радуги маленькому ребёнку. Фридрих Фрёбель учил, что красный цвет чаще всего привлекает младенцев. Можно выбрать и другой цвет, но начните с одного шара. Когда будете вводить в игру другой цвет, повторяйте его название.
Позже можно использовать два шара вместе. Фрёбель предлагает использовать мячики доброжелательного цвета — красный / зелёный или оранжевый / фиолетовый. Если вы используете три шара, начните с трёх основных цветов — красный / жёлтый / синий и далее замените их вторичными цветами. Таким образом, ребёнок начинает ассоциировать три цвета как группу.
ДВИЖЕНИЕ
Материя может находиться в движении или в состоянии покоя. Мяч имеет множество возможных движений — катящийся, качающийся, вращающийся, прыгающий, танцующий и т. д. Вводите новые движения, когда ребёнок уже знаком с другими.
Последовательность работы с мячиками Фрёбеля такова:
1. Знакомство — манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание).
2. Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету», «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?», «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков».
3. Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения
— «Мячик спит» — состояние покоя на горизонтальной поверхности
— «Мячик катится по дорожке» — движения по поверхности
— «Мячик катится с горы» — движения по горизонтальной поверхности
— «Мячик катится по тропинке» — движение по кривой поверхности
4. Знакомство с направлением движения: упражнения
— «Пила» (движения вперёд-назад)
«Я пила, пила, пила,
Всё пилю, пилю, пилю,
Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад».
— «Скачут мячики» (движения вверх-вниз).
— «Часики» (движения маятниковые).
— «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)
«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»
Предлагаю поиграть:
Мячик в руки мы возьмём.
И туда-сюда качнём.
(Дети раскачивают мяч из стороны в сторону)
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
(Дети раскручивают мячик, держа за ниточку).
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
(Вращение мяча по кругу)
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
(Дети подтягивают мяч за веревочку вверх — вниз).
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!.
(Дети прячут мяч в коробочку – нет мячика; и достают его – мячик здесь, нашелся).
Что даёт использование игрового набора «дары Фрёбеля»?
• развитие социальных и коммуникативных умений;
• сенсорное развитие;
• развитие мелкой моторики;
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• развитие логических способностей; набор Фрёбеля учит ребёнка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, весу и тем действиям, которые можно с ними производить.
Такие или подобные мячи можно сделать своими руками.
Первый набор «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать хорошим и полезным средством развития ребёнка раннего возраста!
Источник: