Консультация для родителей «Фольклор в речевом развитии ребенка»

Надежда Ратникова
Консультация для родителей «Фольклор в речевом развитии ребенка»

Наша речь является инструментом развития высших отделов психики человека. Обучая детей родной речи, взрослые способствуют развитию их интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения будущих школьников.

Для любого маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь огромную роль играем мы – взрослые. Необходимо создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи со сверстниками, а не только с близкими ему взрослыми.

Произведения русского народного творчества являются важным источником развития выразительности детской речи. По моему мнению, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Все фольклорные произведения учат детей понимать «Добро» и «Зло», защищать слабых, проявлять заботу, бережно относиться к природе. Именно через сказку, потешки, песенки еще у младших дошкольников складываются глубокие представления о плодотворном труде человека. Фольклор с детства учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости.

Так давайте же вместе с детьми учиться нашему родному языку на фольклоре, ведь нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

Припевки, потешки, маленькие народные песенки детки слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – это эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Именно в русском народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты истинно русского характера: а именно — присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы с вами можем увидеть в русских народных сказках. Именно наши сказки являются прекрасным материалом для обучения малышей развитию речи.

Практически все персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, а мотивы их поступков — понятны. Язык сказок очень выразителен и богат образными сравнениями. Поэтому всё это позволяет вовлечь детей в активную речевую работу. На темы знакомых детям фольклорных произведений — очень было бы хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры.

Знакомство малыша с художественной литературой начинается с миниатюрных произведений народного творчества – потешек, песенок, хороводов. А уже потом дети увлеченно слушают и народные сказки.

Особенность этих фольклорных произведений – миниатюр – это глубокая человечность, живой юмор, образность языка. Но так как малыши не могут воспринимать быстрой речи, то, потешки, народные песенки читаются взрослыми неторопливо, отчётливо, затем, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, взрослому необходимо заранее продумывать выполняемые действия, и было бы отлично заучить текст наизусть и выразительно его рассказывать. И не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести потешку, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Например, разучивая с малышом потешку «ПОШЕЛ КОТЯ НА ТОРЖОК» неплохо было бы использовать шапочку кота (маску, пирожки).

Колыбельные песни, по мнению народа – это спутники детства. Они вместе с другими жанрами фольклора заключают в себе могучую силу, которая позволяет развивать речь дошкольников. Колыбельные песни так же обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем нас мире, а прежде всего о тех предметах, которые близки людям или привлекают своим внешним видом, например, «ЗАИНЬКА».

Освоению грамматического строя речи способствует грамматическое разнообразие колыбельных песен. Используя эти песни, можно обучать детей образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы. Например образ кота, причем это не просто КОТ, а «котенька», «коток», «котик», «котя». Так же положительные эмоции, связанные с одним из с колыбели знакомым образом, делают это освоение успешным и прочным.

Колыбельные, как форма народного поэтического творчества, содержат в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия. Этому способствует особая интонационная организация (голосом напевное выделение гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни так же позволяют детям запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Для воспитания нравственных качеств детей богатейший материал содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет дошкольникам успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки – это жемчужины русского народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в пословицах и поговорках легко воспринимаются и запоминаются, они поэтичны, образны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много мелких определений. Их можно

использовать в любой ситуации. Поэтому пословицы и поговорки становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

Загадки –это так же произведения русского народного творчества. Они обогащают словарь ребят за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Загадки помогают дошкольникам усвоить грамматический и звуковой строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Частое разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Фольклор – уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитании дошкольников на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи.

Постепенно у детей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

Источник: maam.ru