Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»

Любовь Васильева
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»

Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков.

Приходится ли нам, взрослым, задумываться в процессе говорения о том, какие движения и сколько производят наш язык, губы, мягкое небо? Конечно же, нет!

Для чистого и выразительного произношения звуков у ребенка необходимо сформировать подвижность и переключаемость органов артикуляции. Нам понадобиться артикуляционная гимнастика, чтобы сделать сильными, упругими и подвижными органы речи: мягкое небо, губы, язык, мимическую мускулатуру, маленький язычок.

При проведении артикуляционной гимнастики обязательно соблюдается некая последовательность, дозированность.

Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики находятся перед настенным зеркалом, так как необходим визуальный контакт. Можно использовать настольное зеркало.

У ребенка существует сложность самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Все движения показывает взрослый, а ребенок повторяет.

Чтобы артикуляционная гимнастика достигла своей цели необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

В процессе автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения, и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение становится правильным, легким, точным и привычным, может производиться в любом темпе

Делать артикуляционную гимнастику желательно сидя, чтобы ноги, руки, спина не были напряжены.

Попробуйте отнестись к малышу без особых придирок и нравоучений о правильности выполнения гимнастики. Сегодня не так получилось, как бы хотелось, а завтра еще как получится. А сколько радости и удовольствия появится у ребенка! Он это сделал, да еще как.

Именно игровая форма выполнения упражнений позволяет снимать утомляемость, не вызывает негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Можете сами придумать названия упражнениям для язычка, так как ничто не утомляет ребенка, как однообразие. Например: положение плоского языка «Лопата» можно сравнить с блинчиком, а узкого – с иголкой, морковкой, ракетой. Включаем немного фантазии, игривости и все получится.

Артикуляционные упражнения могут быть беззвучными – без включения голоса и — с участием голоса.

Вот несколько упражнений, попробуйте их сделать:

«Улыбка» – удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видны.

«Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

«Заборчик» – улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживать губы в таком положении.

«Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Чашечка» — рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуть к верхним зубам, но не касаться их.

«Горка» — рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

«Иголочка» — рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.

Это лишь маленькая частичка артикуляционной гимнастики. Следует акцентировать внимание не на количестве упражнений, а на качественном их выполнении.

С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений.

К таким относятся «Артикуляционная гимнастика «Тру-ля-ля!», сказка «Веселый язычок», «Помогите Буратино говорить» и много других.

Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику в сопровождении стихотворных текстов, рифмовок или на основе сказочного сюжета.

Источник: maam.ru