Консультация для педагогов «Основные понятия здоровьесберегающих образовательных технологий»
Юлия Бутова
Консультация для педагогов «Основные понятия здоровьесберегающих образовательных технологий»
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле Н. К. Смирнов предлагает понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей.
«Если же, — отмечает Н. К. Смирнов, — здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении».
В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями предлагает понимать следующее:
— условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания,
— рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями,
— соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка,
— необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких использует понятие «здоровьесберегающие мероприятия» и относит к их числу:
— проведение мероприятий;
— диспансеризация;
— профилактические прививки;
— дни здоровья, турпоходы;
— спортивные праздники;
— участие в районных, городских и других соревнованиях;
— беседы о здоровье с детьми;
— беседы о здоровье с родителями;
— витаминизация;
— Выпуск санбюллетеней, листков здоровья и др.
Специалисты Института возрастной физиологии РАО отмечают, что для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья детей необходима, прежде всего, нормализация образовательного процесса.
Таким образом, педагогическая деятельность раскрывается через совокупность здоровьеохранительных (оздоровительных, здоровьеформирующих педагогических (образовательных) технологий, используемых для достижения целей сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни.
Выделены следующие типы технологий:
Здоровьеохранительные — создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
Оздоровительные — технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья детей, обогащение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, закаливание, массаж, фитотерапия, музыкотерапия.
Некоторые методы (фитотерапия, гимнастика) в зависимости от характера и интенсивности воздействия, категории учащихся может применяться как в рамке здоровьесберегающих технологий, так и в рамках оздоровительных.
Обучения здоровью — гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами и др., обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др., профилактика травматизма. Технологии реализуются через включение соответствующих тем «Расти здоровым», «Твое здоровье».
Воспитание культуры здоровья — поддержка самоопределения детей относительно в отношении к собственному здоровью и физическому развитию, воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание.
Другой подход предполагает представление здоровьесберегающих технологий в иерархическом порядке:
• Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания и т. п.
• Пассивные (предполагающие пассивную позицию): фитотерапия, массаж и т. п.
• Смешанные: закаливание, спортивный массаж и т. п.
• Активные (предполагающие активную субъектную позицию): различные виды гимнастики, технологии обучения здоровью, воспитания культуры здоровья.
Источник: