Консультация для педагогов «Основа интеллекта — межполушарное взаимодействие»

Елена Кукушкина
Консультация для педагогов «Основа интеллекта — межполушарное взаимодействие»

Развитие головного мозга начинается с момента зачатия. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.

Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого. Они соединены между собой мозолистым телом, через которое проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функции принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.

Левое полушарие производит последовательную обработку информации. В нем происходит пошаговый анализ. Вся информация подвергается анализу в строгом порядке, оно работает с числами и цифрами.

Правое полушарие обрабатывает информацию, которая идет от органов чувств. Оно воспринимает музыку, цвета и отвечает за ориентацию в мире. Правое полушарие способно проводить синтез уже имеющейся информации. Оно по этой причине позволяет решать головоломки и действовать не по шаблону.

Также известно, что в правое полушарие попадает информация от левой половины тела (то, что мы ощупываем левой рукой, слышим левым ухом и т. д.) и из левого поля зрения. Соответственно, левое полушарие имеет дело с информацией, поступившей через правую половину тела и правое поле зрения. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой.

Работа обоих полушарий крайне важна для человека. С рождения у ребёнка оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого.

Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.

Такое разделение функций обеспечивает взаимодополняемость работы полушарий.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

В результате выполнения определённых упражнений и движений одновременно двумя руками, активизируется работа обоих полушарий, развиваются межполушарные связи, что и обеспечивает ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и вообще успешное обучение.

Существуют разнообразные кинезиологические упражнения и движения, которые вызывают большой интерес у детей в любом возрасте. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положения рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.

Эти упражнения не только укрепляют физическое здоровье, но и позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, они способствуют улучшению памяти, внимания, развитию речи и пространственных представлений, снижению утомляемости и повышению способностей. Такие упражнения полезно выполнять не только детям, но и взрослым в любом возрасте для гармонизации мыслительной деятельности и развития интеллекта.

Источники информации:

1. https://ya-odarennost.ru

2. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия. Семенович А. В. Ковязина М. С

Источник: maam.ru