Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка»

Анастасия Карасева
Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка»

Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:

— осведомленность в целях, задачах и содержании логико-математического развития детей;

— знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико-математической деятельности;

— умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико-математической деятельности;

— понимание сущности и особенностей освоения детьми дошкольного возраста логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

— Развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

— Развитие способов познания математических свойств и отношений: сенсорных (обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение, логических (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация, экспериментально-исследовательских;

— Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивость, смекалка, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

— Развитие активности и инициативности детей;

— Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

— Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами:

— Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества – самостоятельности в решении интеллектуальных задач.

— Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

— Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут сформированы основные математические понятия.

— Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.

В качестве основных структурных компонентов содержания математического развития дошкольников выступают логико-математические представления и способы познания.

Игровые методы, как способ развития ребенка, являются сегодня наиболее популярными. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.

Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы.

Логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствующих развитию мышления и речи.

Условиями успешной реализации данных методов считают: последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных задач; обеспечение детской активности в поиске решения; стимулирование детской самодеятельности.

При использовании проблемно-игровых методов обычно исключается демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Ребенок вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации (уже при помощи взрослого). Ребенок не ограничен в самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранения ошибок.

Заботой взрослого должно стать принятие цели ребенком, обеспечение активности в деятельности через: мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах деятельности.

Взрослый способствует достижению ребенком цели, но не снижает собственной активности ребенка; использует интересные игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств: логические и математические игры; проблемные ситуации, задачи, вопросы; творческие ситуации, задачи, вопросы; экспериментирование и исследовательская деятельность; логико-математические сюжетные игры.

Логические и математические игры способствуют развитию у ребенка способности думать, ставить цели, прогнозировать, добиваться результата. Деятельность ребенка в игре совершенствуется и преобразуется.

Литература:

1. З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико-математическое развитие дошкольников.

Источник: maam.ru