Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов»

Елена Зайцева
Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов»

Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов»

Зайцева Е. М.

Консультация для педагогов.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

У некоторых детей наблюдаются отклонения в речевом развитии. Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит. Главное предназначение карточек Пекс – предоставить малышу возможность попросить или выразить то, чего он желает, когда он не может этого сказать словами, часто используются при работе с аутистами.

Особенности методологии Карточки Пекс придуманы в конце 1980-х годов доктором Эндрю Бонди и его помощником. Они работали над программой по исправлению аутизма. Задачей проекта стало побуждение ребенка спонтанно начать общаться и взаимодействовать. В основе методологии заложен принцип того, что мотив для коммуникации должен предшествовать наступлению речи. Начало программы – определить потенциальные стимулы для ребенка, то есть то, что он любит и желает. Чтобы освоить Пекс, потребуются базисные умения: отработать хороший зрительный контакт, слова, жестовые символы «да», «нет»; стабильный навык обучаемости; повторение действий «сделай как я». Малыша нужно научить повторять цикл из трех действий, когда они не произносятся. Обычно эта система предназначена для деток младше пяти лет. Обучение проводится в форме упражнений. Можно использовать как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях.

Для первых упражнений лучше всего использовать изображения чего-то любимого и родного. Это может быть дорогая игрушка, еда, хобби, мультики, сказочный персонаж. Эта картинка должна вызвать у ребенка желание заполучить то, чего нет в постоянном доступе. Этапы обучения: Сначала ребенка необходимо научить брать картинку. На втором шаге малыша обучают отдавать карточку. Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…». На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?». Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.

Разновидности Pecs Можно самостоятельно изготовить карточки, тогда родители разместят на них подобранные фотографии или картинки, чтобы малышу было удобнее распознавать изображения. Картинки нужно периодически обновлять, делать или покупать новые. Разновидностей существует много. Для начала лучше приобретать систематизированные карточки по той или иной тематике. Это могут быть: дикие или домашние животные; зимняя одежда – варежки, шарф, шапка, рукавицы, штаны, куртка; кухонные предметы – вилки, ложки, тарелки, чашки; еда – фрукты, овощи; игрушки – машинка, пирамидка, кукла; напитки – чай, кофе, вода, газировка, компот; ягоды – малина, клубника, ежевика, вишня; погода – снег, гроза, солнце, дождь, град; птицы – снегирь, орел, попугай, ворона; действия – поход в магазин, плавание в бассейне, умывание; запрещающие картинки – то, что нельзя поднимать на улице мусор, разговаривать с незнакомыми; для высказывания желаний.

Каких результатов можно достичь Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов: Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации. Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз. Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации. Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе. Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития. Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.

Источник: maam.ru