Консультация для педагогов «Эмоциональное развитие дошкольников»

Наталья Кузнецова
Консультация для педагогов «Эмоциональное развитие дошкольников»

Консультация для педагогов:

«Эмоциональное развитие дошкольников»

Цель: расширить знания педагогов об эмоциональном развитии дошкольников и коррекции эмоциональных расстройств у детей.

План проведения:

1. Теоретическая часть.

1.1. Введение в проблему «Трудности в эмоциональном развитии детей».

1.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей».

2. Практическая часть.

2.1. Что такое психогимнастика?

2.2. Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком».

3. Подведение итогов.

1. Теоретическая часть.

1.1. Введение в проблему «Трудности в эмоциональном развитии детей».

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.

В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».

Я предлагаю вам составить список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.

Процедура. Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей, с которыми наиболее часто сталкиваются взрослые, общаясь с детьми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, которые являются наиболее значимыми.

1.2. Эмоции в жизни детей. Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Дошкольник в 4-5 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

2. Практическая часть.

2.1. Что такое психогимнастика,

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Важная задача родителей и педагогов, по мнению Росса Кэмпбелла, — научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы».Для нашей страны этот профилактический подход крайне важен, потому что именно сейчас у нас очень много детей с эмоциональными нарушениями. Эти вопросы обращены прежде всего к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

особенностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера.

Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Этап организации контролируемого поведения.

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями: выделение и узнавание типичных форм адаптационного и неадаптационного поведения, приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

Варьирование упражнений, связанных с поведением детей: проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами, реагирование на внутренние негативные переживания детей, происходившие ранее в детском саду или дома, загадки на решение конфликтных ситуаций; самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных предложений; домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.

Заключительный этап.

Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

В конце занятия по психогимнастике можно использовать пение и подпевание совместно с воспитателем песен, чтение потешек, стихов, хлопки в ладоши, одобрения в виде обнимания друг друга и другое.

В ходе этих занятий не рекомендуется использование атрибутики, так как она отвлекает детей от выполнения основных задач занятия.

Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе.

В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами, сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

2.2. Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком».

Используйте технику «Я сообщение».

Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем неприемлемым? Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личное местоимения «я», «мне», «меня», психологи называют «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме:

• «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.»;

• «Меня раздражает, когда дети хнычут»;

• «Я злюсь»;

• «Я сержусь»;

• «Я огорчена»;

• «Мне скучно».

Схема «Я-сообщения».

1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная.»).

2. Называние чувства в тот момент (. я почувствовала беспокойство.»).

3. Называние причин («. наверное, это произошло потому что.»).

Упражнение «Я-сообщение».

Цель: научить педагогов создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.

Инструкция: используя технику «Я-сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.

Ситуации:

• Ребенок в течение дня постоянно ноет, хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.

• Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.

• Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Кто-то из детей ответил: «А я еще не успел поиграть», другой — «А я не хочу гулять», третий — «А я не

играл.

• Вы зовете детей садиться за стол. А один ребенок отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

• У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребенок то и дело вас перебивает.

Техника «Активное слушание».

В психологии общения существует специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.

Активное слушание партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни мы привыкли уделять слишком мало внимания тому, что ребенок нам говорит.

Воспитатель часто занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребенка, в лучшем случае делаем это формально.

Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же вы в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.

Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. При помощи особой техники активного слушания, которая в психологии общения называется техникой настройки, мы можем получить интересующую нас информацию.

Настройка на партнера предполагает особое внимание к нему, способность поставить себя на его место. Настраиваясь на ребенка как на партнера по общению, не стоит торопиться с выводами, имеет смысл проверить несколько возникших у вас предположений, сформулировав их, чтобы удостовериться, правильно ли вы его поняли.

Практикум по активному слушанию.

Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один педагог из пары берет на себя роль воспитателя, а другой — ребенка; во втором случае участники меняются ролями — педагог, бывший воспитателем, становится ребенком, и наоборот.

Задание 1.

В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам подходит ребенок и произносит одну из следующих фраз:

1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»

2. «Они не принимают меня играть!»

3. «А вот я нарисовал!»

4. «А маму вчера отвезли в больницу».

5.. (придумайте или вспомните сами типичную проблему, с которой ребенок может обратиться к воспитателю).

Вы должны ответить «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и произносите одну из приведенных выше фраз.

Ситуация продолжается 1-2 минуты. После окончания ситуации участник, игравший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ «воспитателя». После обсуждения, которое длится 2-3 минуты, участники меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.

Задание 2.

В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как внимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, как в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, как в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка, не ту, которую вы обсуждали в задании 1.

После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники меняются ролями.

3. Подведение итогов.

Спасибо все присутствующим. Надеюсь информация полученная на семинаре будет полезной для Вас.

Источник: maam.ru