Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых»

Инна Михайловна Козлова
Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых»

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития.

Методика «Музыка с мамой» способствует общему развитию детей и раскрывает музыкальные таланты малышей в самом раннем возрасте.

Методика получила признание не только в России, но и за рубежом.

Преподаватели центров раннего развития и детских садов, музыкальных школ и центров реабилитации с успехом используют данные разработки в работе с детьми. А многочисленные положительные отзывы родителей позволяют оценить эффективность домашних занятий по методике «Музыка с мамой».

Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках.

Методика включает такие сборники:

*песенки  с движениями — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.

*пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.

*сказкиподражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.

*веселая логоритмика.

*подвижные уроки.

*аэробика для малышей, игровая гимнастика (взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет.) укрепляем мышечный корсет и координацию ежедневно и весело.

*сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.

*игровой массаж.

*песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов.

*колыбельные песенки,обработки русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.

Характерной особенностью данной методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.

Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:

• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом дети занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Принципы методики :

1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.

3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.

4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

5. Музыка должна быть классической, но в то же время яркой и образной, современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.

6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.

 В сборниках Железновых  можно найти довольно обширный круг знаний: изучить алфавит и иностранный язык, научиться считать и читать, петь и играть на музыкальных инструментах.

Когда можно начинать.

Методика развития Железновых рассчитана на детей от 6 месяцев до 7 лет. Как правило малышам предлагаются удобные подушки, на которых они вдоволь машут ручками и ножками в такт музыке. Детки постарше уже ходят по всему периметру комнаты. Но даже если малыш еще совсем мал, мама всегда может начать с ним играть. Все игры прекрасно вписываются в повседневный быт малыша и это начальный этап приобщения ребенка к чувству ритма и музыкальности.

Классический урок по методике Железновых:

Приветствие.

Разминка.

Жестовые и пальчиковые игры

Игровой массаж.

Музыкально-ритмические движения или гимнастика.

Логоритмика.

Распевание, пение.

Игра на музыкальных инструментах.

Сказка (с 1,8 года).

Прощание.

Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимает 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.

Каждое занятие начинается с приветственных песенок, которые не меняются на протяжении всего учебного года. Эти игры помогают ребенку войти в коллектив, создают положительный эмоциональный фон.

После приветственных песенок проводятся игры-разминки. Они способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения. Дети встают в круг, руки держат на талии и повторяют действия, сказанные словами.

Основные упражнения начинаются с пальчиковых игр, главными героями которых становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и др. Давно доказано, что речь напрямую зависит от развития мелкой моторики, а этому способствуют так называемые пальчиковые игры.

Игровой массаж снимает у детей напряжение, способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, «получающим» игровой массаж.

Музыкально-ритмические движения направлены на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений. Взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет за ним.

Логоритмика представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам, что позволят развивать четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. В целом это прекрасные занятия под музыку без логопеда.

Распевание, пение начинается с дыхательных упражнений. Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

Игра на музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты для детей – это одна из разновидностей развивающих игрушек. Они разрабатывают мелкую моторику рук, формируют чувство ритма, координацию движений, учат детей различать «голоса» инструментов, помогают освоить нотную грамоту, а например, духовые инструменты развивают также дыхательную систему, улучшают работу лор-органов. Кроме всего прочего, такие игрушки взращивают в ребенке любовь к музыке.

Сказки под музыку развивают воображение, фантазию. Все эти сказки взяты из фольклора и хорошо знакомы ребятам, но дополнены новыми деталями и музыкальным сопровождением.

Завершается занятие прощальной песенкой.

Плюсы методики:

«Музыка с мамой» приносит неоценимую пользу в воспитании детей и способствует таким функциям, как:

выработка ритмичности и музыкальных способностей;

развитие мелкой моторики;

формирование навыков правильной речи;

оздоровление общего состояния малыша;

укрепление мышц спинного отдела, формирование правильной осанки;

привитие навыков слушать и выполнять указания родителей и воспитателей;

налаживание контактов со взрослыми и одногодками;

сближение ребенка с родителями через совместные музыкальные занятия.

Источник: maam.ru