Конспект занятия в старшей группе по теме «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии»

Боцулко Оксана
Конспект занятия в старшей группе по теме «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии»

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.

ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

— закрепить знания детей о видах транспорта, правилах дорожного движения;

— закрепить умение детей классифицировать все виды транспорта;

— упражнять детей в правильном употреблении форм числа и падежа;

— учить согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных;

— развивать слуховое внимание.

Оборудование: предметные картинки; карточки, флажки.

Речевой материал: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, машинист, таксист, водитель, летчик, капитан, юнга, легковой, грузовой, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, летит, плавает, едет, транспорт и др.

Ход образовательной деятельности:

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности

Речевое развитие

Слайд 1-2 Речевая деятельность 1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет свою картинку. (у детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Речевое развитие

Слайд 3-10 Речевая деятельность 2. Беседа о транспорте.

Логопед выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды – ГРУЗОВОЙ, ЛЕГКОВОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ.

— Как называются люди, которые едут в автобусе, трамвае, троллейбусе? (ПАССАЖИРЫ).

— Значит, какой это транспорт? (ПАССАЖИРСКИЙ).

-Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

Наземный транспорт может быть грузовой, легковой, железнодорожный.

Кроме этого, есть транспорт ВОЗДУШНЫЙ И ВОДНЫЙ. (примеры).

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Слайд 11 Игровая деятельность Речевая деятельность 3. Дидактическая игра «Какой это транспорт?».

У каждого ребенка карточка, разделенная на 4 поля: синее (воздушный транспорт, зеленое (водный транспорт, коричневое (наземный транспорт, черное (подземный транспорт) и не менее десяти картинок с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своих картинок на поле.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Слайд 12-16 Игровая деятельность Речевая деятельность 4. Дидактическая игра «Один-много».

Один автобус — много автобусов,

Одна лодка – много лодок,

И т. д.

Или

Автобус – автобусы

Лодка – лодки

Мотоцикл – мотоциклы

И т. д.

У слова «МЕТРО» НЕТ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие Игровая деятельность Речевая деятельность 5. Дидактическая игра «Проезжай, лети, плыви».

Дети берут в руки флажки: красный и зеленый. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай (лети, плыви)», а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети говорят «стой» и показывают красный флажок.

Слова: САМОЛЕТ, ПАРОХОД, ВЕЛОСИПЕД, ЛОШАДЬ, ВЕРБЛЮД, МАШИНА, ПОНИ, ВЕРТОЛЕТ, ЛОДКА, ЛЫЖНИК, КОНЬКОБЕЖЕЦ, ТРОЛЕЙБУС, ТАКСИ, ТРАМВАЙ, ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК, ЭЛЕКТРИЧКА и др.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Слайд 17 Игровая деятельность Речевая деятельность 6. Игра «Я поеду».

Детям предлагается отправиться в путешествие, куда только захотят, но поедет ребенок на том виде транспорта, который изображен на картинке.

Каждый должен сказать НА ЧЕМ, КУДА И ЗАЧЕМ ОН ПОЕДЕТ.

Например:

Я поеду НА МАШИНЕ В ЛЕС ЗА ЯГОДАМИ.

Физическое развитие

Слайд 18 Двигательная деятельность 7. Физкультминутка.

Игра «Летает,плавает, едет».

Логопед называет предмет транспорта, а дети должны показать, как он двигается.

Речевое развитие

Слайд 19-26 Речевая деятельность 8. Беседа по вопросам.

— Кто управляет поездом? -МАШИНИСТ

— Кто управляет автобусом? — ВОДИТЕЛЬ

— Кто управляет грузовиком? -ШОФЕР

— Кто управляет вертолетом? — ЛЕТЧИК

— Кто управляет кораблем? -КАПИТАН

— Кто управляет велосипедом? -ВЕЛОСИПЕДИСТ

— Кто управляет ракетой? – КОСМОНАВТ

— Кто управляет мотоциклом? — МОТОЦИКЛИСТ

Дети должны ответить на вопрос полным предложением.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Слайд 27-28-29 Игровая деятельность Речевая деятельность 9. Дидактическая игра «Назови части предмета».

— У самолета есть крылья, хвост, нос, пропеллер, мотор и др.

— У велосипеда есть руль, колеса, цепь, сиденье и др.

— У грузовика есть кабина, кузов, колеса, руль и др.

Речевое развитие

Слайд 30 Речевая деятельность 10. Загадки про транспорт.

— Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ).

— Бежит конь вороной, много тащит за собой (ПАРОВОЗ).

— Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (ТРАМВАЙ).

— Паровоз без колес! Вот так чудо –паровоз! НЕ с ума ли он сошел – прямо по морю пошел! (ПАРОХОД).

-Многолюден, шумен, молод – под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (МЕТРО).

— Закричу, заурчу, под небеса улечу. (ВЕРТОЛЕТ).

Речевое развитие

Слайд 31 Речевая деятельность 11. Составление рассказа по плану.

— Что это?

— Из каких частей состоит?

— Какого цвета, формы?

— Из чего сделан?

— Где движется этот транспорт?

— Для чего используется, что перевозит?

— Кто управляет этим видом транспорта?

Рассказ логопеда, рассказы детей.

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность, Изо-деятельность 12. Домашнее задание.

Пересказать рассказ родителям, нарисовать транспорт.

Речевое развитие

Слайд 32 Речевая деятельность 13. Итог занятия.

О чем говорили? Что нового узнали? Что получилось? Что было трудным?

Источник: maam.ru