Конспект занятия в средней группе «Деревья — главные жители лесного царства»

Светлана Ивановна Мельник
Конспект занятия в средней группе «Деревья — главные жители лесного царства»

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей о типичной морфологии деревьев.

Обогатить представления о жизни обитателей леса.

Формировать умение рисовать дерево нетрадиционной техникой: обведение контура руки, рисование губкой.

Задачи:

Образовательные

обобщить представления о строении дерева;

закрепить названия деревьев (сосна, тополь, лиственница, береза, ель);

уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет);

закрепить правила поведения в природе;

активизировать словарь (дышит, питается, растет, крона, примакивание, обведение контура);

учить детей различать деревья по строению и внешнему виду ствола и листьев;

учить рисовать дерево нетрадиционной техникой: обведение контура руки, рисование губкой.

Развивающие

развивать внимание;

творческое начало;

логическое мышление;

умственную операцию «обобщение»;

мелкую моторику рук.

Воспитывающие

воспитывать у детей потребность в общении с природой;

воспитывать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром;

воспитывать эстетическое восприятие мира природы.

Методы и приемы:

Моделирование, артикуляционная гимнастика, дидактические игры: «Оденем дерево», «Путаница»; «Правила друзей леса»; беседа; сюрпризный момент, художественное слово, приемы обведения контура и примакивания, пальчиковая гимнастика, исполнительская деятельность детей и педагога (рисование березовой рощи).

Оборудование:

Графическая модель дерева, модели – макеты деревьев (березы, сосны, ели) простые карандаши, гуашь, кисточки, бумага формата А4, аудиозапись фонограммы «Звуки леса», картинки с изображением леса, маски деревьев: дуба, березы, тополя, ели, клена, мягкий модуль, поролоновые тампоны из губки, гимнастическая дуга, салфетки, мольберт.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картинок «Деревья», чтение художественной литературы о лесе и деревьях, рисование весеннего леса, наблюдение на прогулках за деревьями участка группы, беседа: «Мы – друзья леса».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Звучит музыка. Появляется Сибирячок

(воспитатель переодетый в лесного человечка).

Сибирячок.

Я в селе у вас большом

Сегодня заблудился,

Поэтому с визитом

Немного припозднился!

Меня зовут Сибирячок!

Здравствуйте, дети!

Вам лесной приветик!

Дети. Здравствуйте!

Сибирячок.

Я пришел вас навестить,

В гости к другу пригласить —

В таинственное царство,

В лесное государство!

Очень богатое царство мое,

Несет красоту, и добро, и тепло!

Мой волшебный, мудрый лес

Полон сказок и чудес!

Дети, а вы сказки и чудеса любите? (Да.) Вы хотите отправиться вместе со мной в сказочный лес? (Да.) Тогда нужно получить билеты на поезд, а для этого ответьте на вопросы ваших билетиков – чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья?

Дидактическая игра «Правила друзей леса».

Лесовичок показывает детям билеты со схематическим изображение правил поведения в лесу.

Дети угадывают по схеме и называют правила.

Сибирячок. В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд») Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом).

Сибирячок. Застучали колеса: Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота). Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди. Мы приехали на станцию Лесная! Выходим из вагонов! А сейчас возьмемся все за руки, и снова в путь! Мы идем по узенькой тропинке (ходьба змейкой между «кочками», перепрыгиваем через валежник, вот мы и пришли в лесное государство, в мой волшебный мудрый лес! Ребята, послушайте загадку:

Есть главные жители в царстве моем.

А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)

А царство мое как называется? (Лес.)

Сибирячок. Дети, мы с вами проделали долгий и трудный путь, вы наверно устали? Давайте присядем на лесную полянку и отдохнем и послушаем музыку леса.

Вот деревья здесь стоят

И листвою шелестят.

Ручьи малые текут,

Громко птицы здесь поют.

Кто немного помолчит,

Для тех лес вдруг зазвучит. Звучит фонограмма «Звуки леса» (пение птиц, шум листвы, журчание ручейка, голоса зверей).

Беседа о деревьях (с использованием наглядных моделей). Царство мое — лес, в нем много деревьев. Что такое дерево? (Дерево — самое большое растение.) Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья, ветки и листья образуют крону дерева.) Как вы думаете, дерево живое? (Да.) Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Дидактическая игра «Путаница»

На столе лежат перепутанные графические модели частей дерева (корень, ветки, ствол, листья, крона).

Дети определяют последовательность строения дерева (сначала идет корень, он располагается в земле, от корня отходит ствол, от ствола – веточки, на веточках растут листья, ветки и листья образуют крону дерева).

Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц.) Да. Какие звери живут в лесу? А какой зверек живет в дупле? (Белка). Какие звери живут в норках? (лиса, мыши.) Какие птицы живут в лесу? (Дятел, синичка, тетерев, кукушка, сова.) Лес – это не только дом для зверей и птиц, но и зеленый наряд земли. В лесу всегда чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, орехи, грибы и ягоды. Лес – это наше богатство!

Поэтому мы должны проявлять любовь и заботу ко всем обитателям лесного царства.

Сибирячок. Ребята, я очень люблю играть, давайте с вами поиграем в игру «Оденем дерево». Обратите внимание на свои билеты – медальоны, переверните, с обратной стороны нарисованы листочки деревьев, встаньте вместе дети с одинаковыми листочками, нарисованными на ваших билетах — медальонах. У нас получилось 3 команды. 1-я команда с осиновыми листьями, 2- команда с рябиновыми листьями и 3 команда с березовыми листьями. Теперь нужно выполнить следующее задание:

Дидактическая игра «Оденем дерево».

На столе лежат модели изображающие стволы – осины, рябины, березы. Ребята, найдите с какого дерева ваши листочки, Нашли? (Дети определяют стволы березы, сосны и осины.) Молодцы! Теперь выберете из листьев, разбросанных на столе листья своего дерева, и поместить их на ветки. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием. Готовы? Начали!

Сибирячок. Молодцы! Друг за другом вы поспевали, Деревья правильно одевали. А вот и главные лесные жители! Загадки послушать о них, не хотите ли? (Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках)

1-й ребенок.

Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат.

Нет, не все еще — у этих

Листья тихо шелестят. (Осины)

2-й ребенок.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

3-й ребенок.

У меня почки – пахучие

Листья – липучие,

Плоды – летучие.

Летом, в жару – в шубе пуховой,

В холод, зимой – совершенно голый. (Тополь.)

4-й ребенок.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

5-й ребенок.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Сибирячок. Ай да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, чтобы вам запомнилась наша прогулка в лес, мы его зарисуем. Вы ведь любите рисовать? (Да.) Замечательно! Сначала подготовим наши руки к рисованию.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья сложили назад.

Сибирячок. Мы сегодня деревья леса нарисуем необычным способом. В этом будет участвовать наша с вами рука, посмотрите! (Дети подходят к Лесовику, встают свободно.) Кладем левую руку на лист бумаги и обводим ее простым карандашом. (Выполняет и убирает руку.) На что это похоже? (На голову петушка, кустик, огонь, ежика и т. п.) А на дерево? (Да.) Покажите, где ствол, где ветки, крона. (Показывают.) А теперь попробуйте сами.

Дети обводят свои ладошки (воспитатель при необходимости оказывает помощь).

Сибирячок. Ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего, не пойму. (Листьев.) Когда дерево бывает с листьями? (Летом, ранней осенью, весной.) Будем нашим деревьям листья рисовать? (Да) Крону будем рисовать с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это делается. (Показ.)

Выполненные детьми рисунки раскладывает на столе — это лес.

Сибирячок. Как красиво! Какая замечательная получилась березовая роща!

Жителям лесным рисунки ваши я подарю,

А вас, ребята, я угощу.

Подходите, не стесняйтесь,

Угощайтесь, угощайтесь!

А что же — мы еще в лесу?

Нужно возвращаться!

Мы на миг закроем глазки,

Открываем — мы не в сказке.

В детский сад вам всем пора! До свиданья, детвора!

(Сибирячок прощается с детьми и уходит.)

Источник: maam.ru