Конспект занятия в подготовительной группе Организация проектно — исследовательской деятельности дошкольников в процессе э

Галина Шаврина
Конспект занятия в подготовительной группе Организация проектно — исследовательской деятельности дошкольников в процессе э

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания».

Воспитатель: Шаврина Г. А.

Задачи.

Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; формировать систему экологических знаний, представлений; воспитывать умение видеть и чувствовать красоту природы, желание сохранять её; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей по теме занятия.

Образовательная: систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воды и молока.

Материал: стаканчики, тарелочки, вода, молоко, сок, мелкие игрушки, сахарный песок, почва, песок, трубочки, гуашь, ватные палочки, жидкое мыло.

Ход:

Воспитатель: ребята, что такое планета Земля? (ответы детей).

Воспитатель: да, наша планета – это общий дом, где мы с вами много лет живём и мы должны беречь наши реки, леса, озёра, небо, солнце, то есть всё то, что не сделано руками человека – живую и неживую природу.

-Ребята, а что относится к живой природе (ответы детей);

-Правильно, и мы свами тоже часть природы, которая нас кормит, одевает, обучает, даёт всё необходимое для жизни, поэтому надо беречь и охранять природу, чтобы она не исчезла и чтобы ею можно было любоваться, а чтобы беречь природу, надо иметь знания о ней.

Задание для детей «Заморочки».

— Кто на себе дом носит (улитка, черепаха)

-Не птичка, но с крыльями и очень красивая (бабочка).

— Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб).

-Назовите реки, которые протекают в нашей Тульской области (Упа, Ока).

-Назовите хвойные деревья (сосна, ель, пихта, кедр, лиственница).

-Как дерево «спит»(заканчивается сокодвижение).

-Зачем деревья оставляют плоды на зиму (для птиц).

-О каких птицах говорят «На крыльях весну принесли»(грачи-первые вестники весны).

-Какие животные впадают в спячку(ёж, медведь, барсук. хомяк).

-Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла).

-Какое дерево считают «Символом России?» (берёзу).

— Кто следит за лесом, чтобы не обижали в лесу зверей, птиц, не бросали мусор, не губили растения (лесник).

Следующее задание игра «Запрещается, разрешается».

У детей в руках два флажка (зелёный и красный);

Разрешается: дети поднимают зелёный флажок;

Запрещается : красный флажок.

-Дети тихо и спокойно идут по лесу, любуются красотой природой и слушают звуки леса.

— Дети бьют стекла в лесу.

-Мальчик режет кору дерева ножом, ломает ветки.

-Мальчик убивает жука, а девочки ловят сачком бабочек.

Мама запрещает сыну разрушать муравейник.

-Что сделать лучше: закопать мусор в лесу или вывезти его на свалку?

-Дети берут птенца из гнезда и уносят его домой.

-Люди развели костёр в лесу и не затушили его.

-Школьники сажают деревья и кустарники.

-Дети сбивают палками грибы.

-Девочки нарвали в лесу много цветов.

Загадка:

Я и туча и туман, и река, и океан.

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.

Воспитатель читает стихотворение :

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды!

Читают дети.

1. Вы слыхали о воде? Говорят она везде:

в луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

2. На плите у нас стоит, паром чайника шипит,

без неё нам не умыться, не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить – без воды нам не прожить.

-Воспитатель: да, дети, это вода. Вода –это драгоценный дар природы, источник всего живого на земле. Без воды нельзя испечь хлеб, приготовить обед, изготовить лекарства, никто не может прожить без воды.

-Ребята, а откуда берётся вода в нашем кране? (ответы детей).

-Да, тысячи людей заняты, чтобы те капельки воды, которыми мы с вами моем руки, проделали большой путь и пришли чистыми в наш дом.

Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю вам стать сотрудниками научно- исследовательской лаборатории, и как настоящие учёные,провести различные опыты.

Физкультминутка.

Выросли деревья в поле, хорошо расти на воле (потягивание, руки в стороны)

Каждое старается, к солнцу, небу тянется (руки вверх, стать на носочки).

Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки (дети машут руками).

Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперёд).

Вправо, влево, взад – вперёд, так деревья ветер гнёт (наклон вправо, влево, вперёд, назад).

Ветер стих, взошла луна, наступила тишина (дети приседают).

Дети садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика.

-Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть (плавные движения кистями,

Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать (хлопок «круглыми» ладошками).

Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла (кисти вниз, имитировать движения пальчиками,

Рыбка хвостиком махнула и тихонько уплыла (сложить ладошки вместе, поворачивать ими вправо, влево).

Опыты.

1. Взять стаканчики с водой, понюхать несколько раз и убедиться, что вода ничем не пахнет. Вывод – вода не имеет запаха.

2. Дети пробуют через трубочку воду и сок. Определяют, что сок вкусный, а вода безвкусная. Вывод – вода не имеет вкуса.

3. Перед детьми стоят два стаканчика: один с молоком, другой с водой. Предложить детям положить в оба стаканчика маленькую игрушку. Выяснить, в каком стаканчике игрушка видна, в каком нет.

Вывод: вода прозрачная.

4. Два стаканчика с водой. Предложить детям поместить в один стаканчик обычный песок, размешать его ложкой, выяснить растворился песок или нет.

В другой стаканчик насыпать сахарный песок, размешать его ложечкой, выяснить, растворился ли сахар в воде.

Вывод: вода растворяет вещества.

5. Два стаканчика с чистой водой. В один положить немного почвы, размешать, отметить, что вода стала мутная, грязная.

В другой стаканчик капнуть каплю бензина, размешать. Отметить, что бензиновое пятно плавает на поверхности воды и не растворяется.

Вывод: вода загрязняется.

6. «Радужная вода».

Пронумеровать 4 стаканчика.

В 4- й стаканчик добавить 3 ложки сахарного песка,

В 3- й стаканчик добавить 2 ложки сахарного песка,

Во 2- й стаканчик добавить 1 ложку сахарного песка,

В 1-й стаканчик сахар не добавлять.

Во все стаканчики наливаем воду и тщательно размешиваем, затем окрашиваем воду в стаканчиках гуашью:

В 4 стаканчик – зелёную гуашь, в 3 стаканчик красную гуашь, во 2 стаканчик –жёлтую гуашь, в 1 стаканчик – синюю гуашь, тщательно перемешиваем.

В прозрачный стаканчик наливаем несладкую жидкость синего цвета.

Затем набираем шприцом жёлтую воду опускаем шприц до дна стаканчика с синей водой и медленно выливаем из шприца воду. Далее то же проделываем с красной и зелёной водой. Наблюдаем, что вода получилась слоями — радужная.

Вывод: чем слаще вода, тем больше её плотность и это не даёт смешиваться воде.

Гимнастика для глаз.

-Глазки вправо, глазки влево и по кругу проведём,

быстро, быстро поморгаем и немножечко потрём;

глазки закрываем и все мы отдыхаем- 2 раза.

Опыт с молоком.

-Воспитатель: а теперь давайте проведём опыт с молоком.

Хотите увидеть волшебство в молоке? Сначала показывает воспитатель, затем дети проделывают самостоятельно.

Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы полностью покрыло дно. Дать немного постоять, затем капнуть пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Сухой ватной полочкой касаемся молока. Что получилось? Ничего.

Теперь окунаем палочку в жидкое мыло и просто касаемся молока в центре тарелки в течение 15 секунд, наблюдаем «волшебство».

А теперь, ребята, каждый из вас попробует стать «волшебником» Самостоятельная деятельность детей:

Дети самостоятельно капают в молоко краситель, опускают палочку в жидкое мыло и подносят к молоку, и наблюдают чудесное явление : краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.

-Воспитатель: дети, хотите узнать, как произошло это «волшебство» в молоке.

-Воспитатель: ребята, молоко содержит жиры, минералы, а с помощью краски мы видим, как моющее средство воздействует на жиры.

Итак, ребята, сегодня мы с вами экспериментировали с водой и молоком. Теперь подведём итоги сегодняшней встречи.

Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что нового вы узнали

Ответы детей.

Вода – это жидкость, которую можно переливать в разные ёмкости, она прозрачная, не имеет вкуса, цвета, запаха, вода может растворять многие вещества, может превращаться в разные состояния: лёд, пар, туман, может загрязняться.

Молоко- это тоже жидкость белого цвета, имеет вкус, запах, не прозрачное. имеет в своём составе жиры и минералы, очень полезно для организма.

Воспитатель: итак, ребята, сегодня в нашей лаборатории вы все работали очень хорошо, были доброжелательными, готовыми помочь друг другу.

Я желаю вам продолжать наблюдения за миром вокруг нас, задавать вопросы, экспериментировать.

Источник: maam.ru