Конспект занятия «По следам осени»

Елена Кузьменко
Конспект занятия «По следам осени»

Задачи:

Образовательные: Формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать её основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа и природы.

Развивающие: Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами (взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное, радостное).

Воспитательные: Воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую

активность.

Оборудование:

Сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень И. И. Левитана, произведение П. И. Чайковского «Времена года».

Ход НОД:

Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними мольберт, на нём иллюстрации осени.

Воспитатель:

Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Беседа по вопросам:

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Какие осенние месяцы Вы знаете?

-Какой сейчас месяц?

-Какой месяц следующий?

-Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая).

-Какая осень в октябре? (Дождливая).

Какая осень в ноябре? (Поздняя)

-Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?

-Куда улетают птицы? А почему как Вы думаете?

-Что делают люди на полях?

-Воспитатель: (показываю детям листок и задаю вопрос):

-Ребята, посмотрите, какой красивый листок залетел к нам в гости. А кто нам его прислал Вы угадаете послушав загадку.

Вот художник так художник

Разукрасил всё что мог.

Даже самый сильный дождик

Эти краски смыть не смог.

А теперь ответить просим,

Кто художник этот? (ОСЕНЬ)

-Ребята, а какие признаки осени Вы знаете? (Ответы детей)

-А сейчас,дети, листик предлагает Вам поиграть в игру : «Какая осень»

-Давайте встанем в кружок, кому я дам лист тот и должен ответить на мой вопрос

Вопросы:

-Деревья осенью (что делают) – деревья осенью роняют листья;

-Листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают;

-Дождь осенью (что делает) – дождь осенью моросит, идёт;

Урожай осенью (что делают) – урожай осенью убирают;

— Птицы осенью (что делают) – птицы осенью улетают в тёплые края;

-Звери осенью (что делают) — звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Беседа по картине И. И. Левитана: «Золотая осень».

Воспитатель:

— Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми без слов – мазками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.

-Пейзаж – это реальный вид какой-либо местности.

— Исаак Левитан любил русскую природу. Все его картины были написаны о природе.

Однажды он гостил у своих друзей и услышал стихотворение А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей, очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданья…

В багрец и золото одетые леса!

(Стихотворение прочтёт нам Вика Маколова)

— Левитану понравилось это стихотворение, и он создал целую серию осенних картин. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень»

-Репродукция – это воспроизведение рисунка средствами полиграфии или фото.

Беседа по картине:

— Что находится на переднем плане? (изображена река тихая и спокойная, с зеркально чистой гладью. Она течёт почти бесшумно и едва заметно…

— Что находится слева? (слева от реки раскинулась рощица белоствольных берёз в своём красно-жёлтом пылающем одевании. Под красавицами берёзками пожухлая рыжая травка образовала разноцветный ковёр…

— Что находится справа от реки? (справа от реки художник изобразил небольшую дубовую рощицу, одетую в светло –коричневый наряд…

— Что мы видим вдалеке? (вдалеке, за плотной стеной огненных деревьев, на пригорке, виднеется деревушка – всего несколько маленьких домиков. Перед ней расстилается зелёное поле – это ростки озимых, превратившее его в сочный зелёный коврик. А в вышине в светло-голубом небе плывут гонимые лёгким ветерком белые облака…

Все ли деревья одевают золотые листья? Назовите, какие деревья остаются зелёными? Покажите на картине.

Вопросы к детям:

— Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение – грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно – ведь скоро наступят холода).

— Действительно Левитановская осень, это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного и грустный – ведь это красота прощания. Скоро зима.

Физкульт. минутка «Листопад»

Листопад, листопад, листопад,

Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на носочках)

Листья жёлтые лежат,

(выполняют наклоны с движением рук)

А под листьями шуршат,Шурш, Шуршиха и Шуршонок-

(идут по кругу шоркая ногами и произносят звук Ш ш ш)

Папа, мама и Листёнок,

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Шурш, Шуршиха и Шуршонок,

Ш ш ш)

Папа, мама и Листёнок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Шурш, Шуршиха и Шуршонок,

Воспитатель:

Осень, это красивое и разноцветное время года, и очень жаль, что скоро мы не сможем с вами любоваться этим разнообразием красок. Скоро наступит зима, выпадет снег и накроет все листочки своим блестящим покрывалом. Я хочу предложить вам сохранить частичку осени, и нарисовать её. Сегодня мы будем рисовать необычные осенние деревья. Необычные они будут, потому что листья на них будут настоящие, только из краски. Вначале мы рисуем ствол, и ветви используя коричневую краску. Затем берём любой листок, кладём его на клеёнку прожилками кверху, и покрываем краской. Затем отпечатываем его на ветке нашего дерева. И такими красивыми, разноцветными листьями покрываем всё дерево. В своей работе используем краски, которые соответствуют окрасу осенних листьев (жёлтый, красный).

(Работа детей, звучит музыка Чайковского «Времена года»)

Воспитатель:

Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились!

Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, листья, разметая, Сгребёт и х все в один ненужный ком…

Скажите, так…Что роща золотая

Отговорила милым языком.

Итог занятия:

-Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии?

— Репродукция, какого художника помогла нам это сделать?

— Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?

-Какое задание для вас было самым лёгким (трудным?

-Выставка работ детей.

Источник: maam.ru