Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»

Светлана Донских
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»

Тема занятия по ИЗО деятельности: «Знакомство с городецкой росписью»[/b]

Занятие в рамках тематического планирования программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС.

Используемая литература:

— От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – 2-е изд., испр. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 336с.

— Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. Голицына Н. С. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014.

— Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Мозаика-синтез. Москва. 2017

Цель: Познакомить детей с городецкой росписью.

Задачи:

Образовательные:

— учить располагать композицию рисунка (узора) по центру;

— учить выделять её яркий, нарядный колорит, композицию узора, мазки, точки, оживки;

— учить правильно выбирать кисть для рисовании различных элементов (широкую для рисования крупных элементов, тонкую для листочков и линий);

— учить подбирать краски в соответствии с колоритом городецкой росписи;

Развивающие:

— формировать эстетическое отношение к предметам декоративно прикладного искусства;

— развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного;

— расширять знания детей о предметах, окружающих нас;

Воспитательные:

— воспитывать чувство гордости за русский народ, его многовековую историю и культуру, умение восхищаться трудом других людей;

— воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе

— воспитывать желание помогать друг другу.

Оборудование: наглядный материал «Городецкая роспись»; образец педагога; кисти № 2,№ 4; стаканчики с водой, салфетки сухие и влажные; бумажные шаблоны – разделочная доска.

Предварительная работа:

— рассматривание предметов народного промысла;

— знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

Городецкая роспись — как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Воспитатель: О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?

Ответы детей.

Ребята, а как вы думаете, откуда к нам пришла Городецкая роспись? Кто ее придумал? На чем ее рисуют? Ответы детей.

А вы хотели бы узнать об этом? Ответы детей.

Городец- маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области. Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. В городе издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Таким образом, городецкие мастера стали расписывать разные предметы домашней утвари (разделочные доски, шкатулки, панно, подносы и др.) из дерева в стиле Городецкой росписи, тем самым они прославились сами и прославили свое мастерство.

Городецкая роспись выполняется в три этапа.

Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

Второй этап — теневка (или оттенок, т. е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Третий этап — оживка (или разживка, т. е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Сегодня мы с вами будем учиться украшать разделочные доски Городецкой живописью. Вы готовы превратить свои белые доски в красивые расписные? (ответы детей)

Посмотрите, пожалуйста, перед вами на столе лежит шаблон разделочной доски, стоят краски, кисти (разные, баночки с водой, салфетки). Вы готовы приступить к работе? Ответы детей.

Первое что мы с вами нарисуем это контур нашей разделочной доски, для этого возьмите широкую кисть и красную краску и проведите вдоль всего контура красную, ровную линию. Далее мы с вами нарисуем основные элементы Городецкой росписи – это купавки и розаны. Для это нам снова понадобится широкая кисточка. Мы с вами нарисуем сначала красной краской круг и закрасим середину – это будет основа нашего розана. Дальше над ним располагаем бутоны купавки, они у нас будут нарисованы, синей краской. Нарисуйте три красивых ровных круга и раскрасьте их.

Затем мы с вами будем рисовать листочки, для этого нам нужна зеленая краска. Ребята, не забывайте тщательно промывать кисточку.

Ну вот, ребята, у нас готова основа нашей работы. Чтобы нам с вами работать дальше надо, чтобы краска подсохла. А пока краска сохнет, мы с вами отдохнем:

«Вот помощники мои».

Вот помощники мои, (смотрим на раскрытые ладони)

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так, (отираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

Постучали, повертели (стучим по столу)

И работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)

Постучали, повертели (круговые движения кистями)

И опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши)

Давайте продолжим нашу работу. Нам с вами нужно нанести последние главные штрихи нашей работе – выполнить разбелевку. Для этого нам понадобится тонкая кисточка и белая краска. Мы с вами будем наносить белые штрихи на основу (рисуем точки, капельки и линии). Ребята, посмотрите, как заиграл ваш узор, но для полного завершения мы с вами возьмем черную краски и выполним окончательные штрихи, сделаем оживку. (дети выполняют по показу педагога)

Вот и готовы наши разделочные доски, полюбуйтесь, пожалуйста, какая красота у нас с вами поучилась. Вам понравилось быть городецкими мастерами? Ответы детей.

С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?

Когда и где он зародился?

На каких предметах впервые ее стали использовать?

Какие элементы вы сегодня освоили?

Чтение стихотворения

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Источник: maam.ru