Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»
Галина Наконечная
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»
Тема: Составление рассказа на предложенную тему.
Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия; учить находить несоответствия в тексте стихотворения и объяснять, почему так не бывает; закреплять умение образовывать названия предметов посуды; продолжать знакомить с предложением; упражнять детей в последовательной замене слов в «путаницах», нелепых фразах так, чтобы предложение становилось осмысленным.
Словарная работа: учить понимать обобщающие понятия: мебель, посуда.
Ход НОД:
Мотивация (Воспитатель вносит в группу Зайчика).
Воспитатель: Около нашего детского сада я утром нашла зайца. Он сидел и плакал.
У всех зверей есть дома:
— Лиса прячется в … (норе).
— Волк прячется в (логове).
— Медведь спит в … (берлоге, а у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиком.
Игра «Домик для Зайчика»
Давайте устроим зайцу дом. Что поставим в комнату? (Мебель.) Какую мебель? (Ответы детей)
Воспитатель расставляет мебель на столе.
— Какую еще мебель вы знаете?
— Какие бывают столы? (Обеденный, кухонный, письменный, журнальный). — Для чего нужен обеденный стол? Письменный?
— Какие бывают шкафы? (Платяной, кухонный, книжный, посудный – буфет).
— Как называется одним словом шкаф, стол, кровать? – это … (Мебель).
— Кто хочет устроить комнату для зайчика, расставить в ней мебель? (Вызываются 2 ребенка)
(Макет комнаты, дети договариваются, какая мебель будет стоять и где и расставляют картинки на макете.)
— Из чего Зайчик будет, есть и пить? (Ответы детей).
— Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Посуда).
— Какие еще предметы посуды вы знаете? (Ответы детей).
— Для чего нужны чашка и стакан? (Ответы детей).
— Чем отличаются чашка и стакан? (Ответы детей).
Сравните теперь стакан и кружку.
Что выше — стакан или чашка?
— Из чего едят суп? (Из тарелки)
— Из чего едят макароны?
— Как называется тарелка для первого? Как называется тарелка для второго? (Глубокая и мелкая).
Заяц ждет гостей. Поможем ему накрыть стол.
Игра «Накроем стол»
— Куда заяц положит хлеб?
— Как называется посуда для хлеба?
— Для сахара? (сахарница).
— Для салата? (салатница).
— Для сухарей? (сухарница).
— Для салфеток? (салфетница).
— Для конфет? (конфетница).
Гости любят пить чай и кофе.
— Для чая (чайник).
— Для кофе (кофейник)
— Для молока (молочник).
Физминутка «Зайка».
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.
Стихотворение «Это правда или нет?» Л. Станчева
Нелепицы и путаницы
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ:
Это правда или нет?
— Кто заметил в стихотворении нелепицы?
Игра «Замени слово»
Пел (кричал, гоготал, орал, свистел, чирикал)
Созрел (поспел, покраснел, налился соком)
Теплая (жаркая, солнечная, душная)
Ретивый (быстрый, стремительный, подвижный)
Придумайте сами путаницы и нелепицы.
Итог.
Источник: