Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Елена Колодина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»</p>

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Программное содержание:

1. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка сестричка и серый волк»;

2. Задачи: учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию;

продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

продолжать развивать умение отгадывать загадки;

способствовать формирование дружеских взаимоотношений и взаимовыручки.

3. Интегрированное занятие.

Задачи по интегрируемым областям:

Социально-коммуникативное развитие

Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Побуждать включаться в игровой образ. Формировать навыки сотрудничества, способствовать формированию чувства дружбы и коллективизма.

Речевое развитие

Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Физическое развитие

Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

4. Форма занятия — фронтальное.

5. Продолжительность занятия 20 мин.

6. Участники — дети 10 чел.

7. Возраст обучающихся – дети средней группы 4-5 лет.

8. Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке: «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса на возу выкидывает рыбку», «Лиса учит волка ловить рыбу»; раскраска иллюстрации, где волк везет лису, цветные карандаши, сказка в обработке М. Булатова; иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди», «Репка», «Колобок»., записи звуков леса и природы.

9. Предварительная подготовка. рассказывание русских народных сказок;

рассматривание сказочных иллюстраций; рассматривание книг в книжном уголке; отгадывание загадок о животных.

10. Методы и приемы работы с детьми: наглядные и словесные.

Словарная работа:

лиса, лисичка, лисонька, Лиса-Патрикеевна, плутовка, лисичка-сестричка. Глупый, хитрая.

11. Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Вводная часть

Подготовительная беседа с детьми о сказках и зверях в них. 3 мин.

2. Основная часть

Разгадывание загадок о главных героях сказки. Чтение сказки. Беседа по сказке. 14 мин.

3. Заключительная часть Подведение итогов беседы по сказке. 3 мин.

12. Ход занятия:

I часть – вводная.

— Ребята, Вам дома читают сказки? Ответы детей.

— Сейчас я это проверю. Я буду вам читать отрывок из сказок, а вы будете мне отвечать, из какой сказки я это прочитала. Согласны?

Отрывки из сказок:

«Посадил дед…

Выросла она большая пребольшая…» («Репка»)

«… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,

Еле успели все звери из него выскочить…» («Теремок»)

«… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь…» («Колобок»)

«… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

подошел к избушке и запел тонким голосом…» («Волк и козлята»)

«… Побежала сестрица дальше. Видит яблонька стоит.

«Яблонька, скажи, куда гуси полетели?» («Гуси – лебеди»)

II часть – основная:

-Ребята, какие вы молодцы! Конечно есть многосказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете отгадав загадки.

— Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса, а зовут её. (лиса)

-Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный (волк)

Кто же герои сказки? (Лиса и волк).

— Итак, сказка, которую я сейчас вам расскажу, называется «Лисичка- сестричка и серый волк (рассказывание сказки)

Вопросы по сказке:

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто запомнил, как она называется?

—Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)

-Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)

-Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

-Почему лиса обманула волка?

-Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по-доброму, тем более лиса и волк были приятелями).

-А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно).

— А вы боитесь морозов? Тогда давайте с вами поиграем.

Игра «Я мороза не боюсь»

-Я мороза не боюсь,

-С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз

Тронет щёки, тронет нос

Значит надо не зевать

Много прыгать и скакать.

-Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки.

-Что сказала лиса? Что ей волк ответил? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.

Воспитатель:

Едет лиса на волке. (один за другого держится) и приговаривает.

Лиса: Битый небитого везёт.

Волк: Что ты мне лисонька говоришь?

Лиса: Битый- битого везёт!

Волк: Да правильно.

Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?

Зрители: Смеётся- посмеивается.

-Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

III часть – заключительная:

— Ребята, скажите с какой, русской народной сказкой вы сегодня познакомились?

— А чему вас учит эта сказка?

— Что нельзя обижать друзей.

— А что больше всего понравилось?

— Что вам запомнилось?

— Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. Вы были как настоящие артисты. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку.

-На этом наше волшебное путешествие заканчивается и мы возвращаемся из сказки обратно в нашу группу.

13. Литература.

Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» обр. М. Булатова.

Источник: maam.ru