Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе

Елена Самарина
Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лето наступило!»

Подготовила воспитатель Самарина Е. И.

Программное содержание: Формирование у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы; учить детей отмечать летние изменения в природе; обогащать словарный запас; развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; воспитывать любовь к художественному слову;

Материал: конверты с нарисованными на них разными временами года, письмо со стихотворением, предметные картинки с летними явлениями природы: молния, радуга; игрушка пчела, картинки с насекомыми.

Ход занятия:

Воспитатель заносит в группу письмо и 4 конверта.

В: Ребята, скорее сюда, я написала письмо и хочу отправить его для одного чудесного времени года. Я немного запуталась, в какой конверт мне его положить.

Дети, с любопытством рассматривают конверты, пытаются угадать в какой конверт положить письмо.

В: Наши мнения разделились, потому что мы не знаем, что же я написала. Хотите послушать?

Д: Да!

В: Я предлагаю вам присесть на коврике, кому как удобно. И представьте, что мы на полянке. Послушайте стихотворение.

Лето наступило!

«Лето наступило!» — раздавалось звонко!

«Лето наступило!» — всё кричит девчонка!

Разметал ей косы ветерок проказник,

Лето для девчонки — это целый праздник.

Хочется в прохладу речки окунуться,

К разноцветной радуге в небо потянутся,

Нагадать с ромашкой счастья много – много,

И бежать по полю длинною дорогой.

Хочется как птица – в высоту стремится,

Как пчела нектара сладкого напиться,

И деревьев шепот слушать словно сказку,

Чтоб на щеки солнце нагоняло краску.

Или окунуться в дождик тёплый, тёплый –

Он как паутинка, с тысяч ниток соткан.

И бежать без зонтика за весёлой тучкой,

Лето даже в дождик не бывает скучным.

Солнышко нам в небо лучики пускает,

С ними на крылечке кошечка играет,

Ну а та девчушка, подхватив котёнка,

«Лето наступило!»- засмеялась звонко.

(Стихотворение: автор Е. И. Самарина)

В: О каком же времени года говорится в этом стихотворении? Конечно о лете! Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети отвечают.

В: Конечно ребята, лето прекрасное время года. Скажите, какие признаки лета отображены в этом стихотворении?

Д: Пчела пьет нектар, радуга, солнышко пускает лучики, дождик теплый.

В: (Показ картинки) Ребята, летом теплые ливневые дожди, льет как из ведра. Очень часто летом мы видим на небе разряды молнии, и слышим раскаты грома. Это явление называется гроза. Это красивое, но опасное явление природы. Грозы происходят оттого, что встречается теплый и холодный воздух и собирается в грозовую тучу. В грозовой туче возникает электрический заряд – молния.

Показ картинки с радугой.

В: А это что такое? А что вы знаете о радуге?

Ответы детей: ….

В: (дополняет) А вы знаете, откуда берется радуга?

Радуга возникает в то время, когда солнечные лучи проникают сквозь капельки воды в воздухе, в результате чего преломляются и образуют удивительный спектр цветов — радугу.

Это природное явление возникает тогда, когда сквозь тучи пробивается солнце, вот-вот пойдет дождь или он только что закончился. Лучики солнца пронизывают капельки дождя, Капли воды отклоняют свет на разное расстояние, поэтому и получается разноцветная полоска, которая в науке называется «спектр».

Мы немного устали, предлагаю отдохнуть. Встаем на ножки.

Физминутка (Автор Самарина Е. И.).

Раз, два – становись,

К небу, к солнцу потянись,

А сейчас на 3, 4

Руки вниз мы опустили

5 – наклоним ветки,

6- наклоним ветром!

7 – присели зайцы в норке,

8 — заяц на пригорке

9 – радуясь он скачет,

А на 10 – лапки прячет.

Снова раз – мы прямо встали.

И совсем мы не устали.

2 – наш зайчик прыг и скок

А на 3 через мосток.

Вот у нас какие ножки,

Еще попрыгаем немножко.

На 4 в круг мы встали,

А на 5 мы побежали.

6 – побегали опять,

7 – нас волку не догнать.

8 – это остановка,

9 – сделали все ловко

А на 10 сели дружно.

Заниматься дальше нужно!

В: Ребята в стихотворении, которое я хочу отправить в письме, говорится о насекомом. О каком?

Д: Пчела.

Вот и к нам прилетела пчелка, она предлагает нам поиграть.

Дидактическая игра: Насекомые — великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)

Не муравей, а. муравьище (Паук, шмель, стрекоза, оса, комар)

Паук – паучище

Шмель — шмелище

Стрекоза – стекозище

Оса – осище

Комар – комарище.

В: Отлично справились.

Скажите, а вы знаете какие насекомые самые дружные и трудолюбивые?

Д: Муравьи

— Почему вы так думаете?

Ответы детей….

— Какие насекомые самые полезные? И почему? (пчелы)

Ответы детей….

— Какие насекомые самые красивые? (бабочки, стрекозы, некоторые виды жуков).

Ответы детей….

В:Ребята, я предлагаю послушать стихотворение еще раз. И рассмотрите эти конверты, в какой конверт мы положим это стихотворение? И почему? И скажите, пожалуйста, почему лето для девчонки — это целый праздник?

Чтение стихотворения.

Ответы детей…

Воспитатель кладет стихотворение в выбранный детьми конверт.

В: Сегодня мне очень понравилось с вами заниматься. А вам? Что нового вы сегодня узнали? Чем понравилось вам занятие? Какое у вас стало настроение? Ребята, в течение дня вы можете нарисовать рисунок, мы вместе с моим стихотворением положим его в конверт и отправим кому? Конечно же, Лету.

Источник: maam.ru