Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Мария Вейскербер
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Цель: Создать условия для обобщения и закрепления знания детей о сказках К. И. Чуковского, названия, героев, последовательность сказок.

Задачи:

Учить узнавать сказки К. И. Чуковского;

— Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими;

— Развивать память, внимание, логику;

— Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение;

Формировать положительную установку на участие в занятии доброжелательные отношения, навыки сотрудничества;

Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к животным, любовь к близким и природе.

Методическое обеспечение: иллюстрации к сказкам Чуковского; «Отгадай загадки», сундучок с клубочком, мнемотаблица для моделирования сказки, мольберт, конверт с письмом, корзинка с сюрпризом, волшебный цветок.

Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского; Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации.

ХОД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем повторять наши любимые сказки. (Звонит Муха- Цокотуха попавшая в беду)

Проблемная ситуация

«Здравствуйте ребята! Я муха- цокотуха, у меня случилась беда. Меня хотел съесть паучок-старичок, а я от него убежала, но теперь не могу найти дорогу к своему дому, потому что паучок- старичок перепутал сказки, и я заблудилась. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».

Воспитатель: Ребята муха – цокотуха просит нашей помощи, поможем ему?

Дети: ответы

Мотивация

Воспитатель:

— Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?

Ответ: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»

— Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться?

— Какие средства передвижения бывают в сказках?

(Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

Воспитатель: — Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три, наш ковер в страну сказок лети!»

Воспитатель: А вот и первое препятствие старичка-паучка, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше.

Открывают сундучок, находят там клубок и записку: — «Чтобы клубочек вас повел дальше по сказочной стране, вы должны ответить на мои хитрые вопросы. Вот вам волшебный цветок. Отрывайте лепестки и узнаете задания».

Поляна «Угадай-ка»

Из какой сказки этот отрывок:

«Что такое?

Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?»

Ответ: из сказки «Мойдодыр»

Продолжите фразу:

«Ехали медведи — …на велосипеде»

«Одеяло убежало — …улетела простыня»

«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки»

«Скачет сито по полям -…а корыто по лугам»

«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь»

От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?

Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».

Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…»

На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?

Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3. В Африку

Правильный ответ: в Африку

Воспитатель: Молодцы дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовил паучок-старичок.

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь — дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Паучка — Вот мнемотаблица, попробуйте с её помощью рассказать сказку. Я думаю у вас всё получится, и вы сможете идти дальше»

(дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Заячья избушка»)

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У паучка не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше — бросаем клубочек он катиться на коврик. Паучок дает задание станцевать. Дети выполняют задания по словам песни.

Этюды на выражение эмоций и движений (физминутка):

Воспитатель: Ребята давайте на полянке немного отдохнем и вспомним, какие отрицательные герои были в сказках К. Чуковского, что они сделали и кто их остановил?

Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?

Ответ: Крокодил «солнце в небе проглотил». Победил Медведь вернул солнце

Тараканище – всех пугал и грозил расправой, победил воробоей. Который съел таракана

Паучок- старичок муху- цокотуху хотел сьесть. Победил маленький комарик, отрубил голову

Ребята. Комарик. Медведь и воробей какие герои?

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросают клубочек к столам)

— Проходите, дети и присаживайтесь на стульчики нас ждет последнее задание Паучка

Собрать пазлы сказок Чуковского. Краткий обзор сюжета сказок.

Доктор Айболит, Краденое солнце, Мойдодыр, Тараканище, Федорино горе. Муха- Цокотуха

Муха – Цокотуха звонит и благодарит детей за помощь:

— «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Паучка-старичка я снова оказалась в своей сказке!

— В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз Корзинка с медальками.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания старичка- паучка. Помогали Мухе- Цокотухе вернуться домой.

— В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

— Кто запутал все дорожки? (Паучок)

— Назовите сказки, которые вы вспомнили?

— Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Источник: maam.ru